Как китайский архитектор белорусскую церковь в Лондоне построил. Интервью с Tszwai So

  • 8 мая 2017
  • 7839 просмотров
  • 0 комментариев

История этого молодого человека удивительна. Он вырос и получил первоначальное образование в Гонконге. В 2003-м — переехал в Лондон, чтобы продолжить обучение архитектуре уже в Кембридже. До 2007-го Дзиуай знал о Беларуси лишь самые общие сведения: для него она была одной из пост-советских республик. В то время молодой архитектор занимался переделкой церковных зданий под жилые. В ходе переговоров по одному из таких зданий судьба свела его с отцом Сергеем Стасевичем из Белорусской католической миссии. Дзиуай стал активно интересоваться нашей страной, читать про нее книги, изучать историю и архитектуру. В 2011-м — принял униатство. В 2013-м — посетил Беларусь, и провел здесь две недели, разъезжая по небольшим городкам и поселкам, знакомясь с образцами церковного деревянного зодчества, делая наброски от руки и фантазируя о том, какой могла бы стать современная белорусская часовня. А в 2016-м он свою мечту реализовал, построив в Лондоне небольшую деревянную церковь рассчитанную на 40 прихожан… Как, зачем, почему? С этими и другими вопросами dom-expert.by обратился к самому архитектору. Беседа перетекла в полноценное интервью, которое мы и предлагаем вашему вниманию.

tszwai so
belorussian chapel in lndon

— Вы переехали в Гонконг будучи ребенком. Откуда и где именно прошло ваше детство, какие самые яркие воспоминания у вас сохранились о жизни до Гонконга?

— Я переехал в Гонконг, когда мне было 2-3 года, и очень мало помню о чём-либо, происходившем ранее. Белорусские СМИ постоянно упоминают, что я китаец, возможно, оттого, что это звучит более экзотично. Но, как это ни парадоксально, у меня никогда не было китайского паспорта, и на самом деле я — гражданин Великобритании. Я вырос в Гонконге еще в то время, когда тот был британской колонией.

— Расскажите об обучении в Гонконге? Какого качества было это обучение, на чем делались акценты преподаватели, и почему вы решили продолжить учебу уже в Лондоне?

— Поскольку во время моей учебы Гонконг являлся британской колонией, система образования в точности повторяла британскую. Я переехал в Англию, поскольку искал новый старт после окончания университетского образования и Лондон был предсказуемым направлением — как раз ввиду «особых отношений» между Британией и Гонконгом.

И гонконгский университет и магистратура Кембриджа уделяют одинаковое внимание практике и теории. В Кембридже вообще считают, что теория бесполезна, если её нельзя применить в практическом русле. Процесс обучения начинается с 3-летнего бакалавриата, за которым следует один год практики и два года пост-бакалавриата. Минимум ещё один год практики требуется, чтобы кандидат смог сдать экзамен, позволяющий практиковать. Профессиональный экзамен включает в себя очень много практических вопросов, контрактного и строительного права.

— Давайте чуть подробнее поговорим о вашем проекте. Помогала ли вам вера во время проектирования церкви? Было ли какое-то озарение, инсайт насчет формы, размеров, деталей интерьера или экстерьера?

— Да, это всё же церковное здание и мне было важно понимать значение литургических и символических канонов церкви. Этот проект предназначен для определенной конфессии: Белорусской Греко-Католической Церкви, так что это в одинаковой мере и этническое сооружение, и религиозное — оба предназначения одинаково важны.

Процесс созидания был довольно длительным: я разрабатывал дизайн на протяжении двух лет. В процессе проектирования много размышлял, рефлексировал и часто использовал интуицию. Дизайн выстроился постепенно, неосознанно.

— Внутри церкви, в одном месте видны торчащие из стены деревянные штифты. Это вынужденное решение или они были оставлены специально? В чем символизм подобного решения?

— Эти штифты в английском называются «pegs». Они специально сделаны выступающими, и это очень распространенная традиционная техника в плотничьем деле. Но в данном случае штифты немного длиннее, чем обычно, что делает их более заметными. Я почерпнул эту мысль у Тарковского и убеждён лично: для архитектора или автора очень важно предоставить зрителям возможность развить их собственное понимание объекта творчества, в соответствии с их собственными убеждениями. И моя работа как архитектора — создать такие условия, создать атмосферу, но и оставить некую неоднозначность, недосказанность. Значение того или иного элемента в итоге разовьётся само по себе, внутри каждого

— Волнистые стены — что они характеризуют? У многих возникают ассоциации с волнами, идущими по воде от брошенного предмета, символизирующие зыбкость и изменчивость нашего мира.

— Мой ответ на этот вопрос будет таким же, как и на предыдущий. Отчасти такое решение было навеяно барочной церковной архитектурой 18 века в Великом Княжестве Литовском. Отчасти — красивыми лесами и березовыми рощами Беларуси. Но, получившиеся в итоге волнистые стены не имеют однозначного толкования — аудитория сама должна раскрыть их значение.

— С чем были связаны габаритные размеры построенной церкви? Ограничения по бюджету, по территории, или есть некий религиозный подтекст в существующих пропорциях здания?

— Размер часовни был ограничен присутствием 17 защищённых старых деревьев, которые её окружали. Нам не разрешили строить близко к деревьям и, таким образом, основание часовни ограничили площадью 75 кв.м.

— Купол и крыша церкви отделаны дранкой. Почему именно этот материал? Вы стремились сделать полностью деревянную церковь, или были другие мотивы?

— Причина проста: аутентичные белорусские деревянные церкви использовали этот материал вместо металла.

— Использовались где-либо в церкви металлические элементы каркаса, крепежа?

— Небольшое количество металла в здании использовано, но все эти элементы спрятаны от взора прихожан и не заметны при внешнем осмотре.

— В СМИ промелькнула информация, что это первая деревянная церковь, построенная в Лондоне со времен Великого пожара 1666 года. А как вы защитили от огня своё здание?

— Никто не может защитить здание от поджога. Но дерево, которое мы использовали — очень высокого качества и, чтобы оно сгорело полностью, потребуется много времени.

— Церковь построена в 30-ю годовщину ужасной Чернобыльской трагедии, как память жертвам и напоминание ныне живущим. Хотелось бы узнать ваше собственное отношение к атомным электростанциям — считаете ли вы, что дешевая энергия стоит той потенциальной опасности, которая заложена в каждой АЭС? Ведь кроме Чернобыля была еще и Фукусима, и не факт, что это последний случай аварии на АЭС…

— Я думаю, что при всем разнообразии чистых альтернативных источников энергии (например, энергии солнечного света), использование АЭС теряет свою актуальность. Хотелось бы видеть в ближайшем будущем прогресс «зеленых» технологий и отказ от атомной энергетики.

— Вас не смущает тот факт, что построенная церковь — униатская, по сути — католическая, в то время, как большинство населения Беларуси — православные? Не видите ли вы здесь некоего логического диссонанса?

— Да, я хорошо осведомлён об этом факте, и в настоящее время в Беларуси, наверное, даже больше атеистов, чем православных верующих. Однако до Русской оккупации в конце 18 века в Беларуси было больше униатов, чем православных.

— Думаю, после этих слов наших читателей заинтересует ваше отношение к Беларуси. Вы знаете о существовании нашей страны всего 10 лет. А ведь это — лишь крохотная часть белорусской истории. Как много вам известно о прошлом нашей страны?

— Мои знания о Беларуси были весьма ограничены до момента, когда я познакомился с сообществом Белорусской диаспоры в Лондоне. Конечно, я слышал об этой стране с момента, когда Советский Союз распался. Но название Беларуси переводилось как «Белая Русь» во многих языках. А это даёт неверное представление, что Беларусь в какой-то мере продолжение России, это не хорошо. С тех пор я узнал много нового…

— Во время визита в Беларусь — какое впечатление на вас произвела страна и люди? Что запомнилось больше всего?

— Беларусь очень красивая страна. Сельская местность просто бесподобна, и Минск — один из самых чистых и упорядоченных городов Европы. Я думаю, что среди тех, в которых я когда-либо бывал, только Осака и Токио могут сравниться с Минском в чистоте.

Белорусы очень разные, невозможно их охарактеризовать обобщённо, но те, с которыми мне удалось познакомиться — очень образованные и умные люди, с хорошим чувством юмора.

Мне очень сложно выбрать что-то одно, что запомнилось мне больше всего в стране. Но я должен сказать, что Минск произвёл на меня очень сильное впечатление. И еще мне понравилось проводить время под открытым небом, в Музее народной архитектуры и быта.

— На вас большое впечатление произвела белорусская деревянная архитектура, вы даже высказались, что многие из наших старых церквей достойны занесения в список наследия ЮНЕСКО. Можете привести конкретные примеры построек, и что именно в архитектуре этих зданий вы посчитали уникальным?

— Эти деревянные церкви 18 века определённо заслуживают места в списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Они уникальны в сравнении, как с русскими деревянными церквями, так и с центрально-европейскими деревянными церквями Словакии или Трансильвании. Я даже написал статью о старых белорусских церквях по запросу журнала Королевского Института Британских Архитекторов в марте этого года. Сделал это для того, чтобы показать британцам, почему эти деревянные церкви уникальны. Оригинал статьи вы можете найти здесь, или скачать в формате PDF по ссылке в конце статьи.

— Вы собираетесь выучить белорусский язык для того, чтобы досконально заняться изучением белорусской архитектуры и в дальнейшем написать о ней книгу на английском языке. Как вы считаете — кому будет интересна эта книга? Ведь белорусская диаспора в Лондоне насчитывает порядка 5000 человек, а среди прочих — мало кто даже догадывается о существовании такой страны, как Беларусь.

— Вы будете удивлены, как много британцев интересуются Беларусью и её культурой, просто знают о ней немного. Очень хорошо, что сейчас Naviband с их удивительными голосами привлекают к стране внимание людей на Западе. В некоторой мере и построенная мной деревянная часовня привлекла дополнительное внимание к Беларуси в Лондоне. Кстати, церковь будет открыта для всех в рамках Лондонского фестиваля архитектуры текущего года.

Я также должен подчеркнуть, что Минск имеет очень хорошую коллекцию советской архитектуры. И я хотел бы найти белорусов, которые заинтересованы в сотрудничестве над подготовкой публикации моей книги на английском.

— Нам известно, что вы вдохновляетесь архитектурными работами Маковеца и Гауди. А нравится ли вам кто-то из советских архитекторов?

— Да — было сложно назвать одного самого любимого архитектора, и да — Маковец был моим героем. Но мне очень нравятся и многие архитекторы-конструктивисты из Советского Союза. Их появление было глотком свежего воздуха для архитектуры: когда они впервые представили свои авангардные идеи — то просто опередили время. Ладовский и Чернихов — мои любимые, особенно Чернихов. Еще очень нравится старое здание государственной библиотеки на улице Красноармейской — прекрасный экземпляр конструктивистской архитектуры, если я не ошибаюсь, оно было спроектировано Г. Лавровым.

— Не могли бы вы назвать кого-то из белорусских архитекторов, кого вы лично считаете хорошим специалистом или примером для подражания?

— Иоганн Глаубиц — очень лёгкий выбор, он был гением и напрямую вдохновил мой проект. Мне также нравится работа Иосифа Лангбарда. И даже сегодня, в современное время, в Беларуси много талантливых молодых архитекторов, чьи работы мне по душе. Например, Бюро 35 или ZROBYM architects. В вашей стране никогда не было недостатка в молодых талантливых архитекторах, и я надеюсь, что смогу встретиться с ними когда-нибудь в Минске лично.

ZROBYM architects

— Звучит невероятно, но уже сейчас вы знаете о белорусской архитектуре больше, чем большинство белорусов. По вашему мнению — в каком направлении предстоит двигаться белорусской загородной архитектуре? На что должны быть похожи белорусские дома? Из каких материалов сделаны?

— Только белорусы имеют право решать, как должны выглядеть их дома в будущем, иностранцы вроде меня не должны иметь какого-либо права говорить местным жителям, что им делать и как строить. Конечно, дерево всегда будет тем материалом, который наилучшим образом представляет вашу страну, Беларусь имеет очень сильную связь с лесом. Одна из моих любимых песен — Беловежская пуща в исполнении «Песняров» — очень хорошо объясняет эту связь.

— Тогда расскажите о проекте своей мечты: что это будет за здание, где, из каких материалов?

— Когда я был студентом, то много читал о европейском наследии уникальных деревянных церквей: в Норвегии, Словакии, Румынии и России. И у меня всегда была неосуществимая мечта — построить деревянную церковь. Живя в многонациональном Лондоне, в принципе не было необходимости строить деревянную церковь. И кто бы мог подумать, что в один прекрасный день эта прихоть стала реальностью! Поэтому можно сказать, что свой проект мечты я уже построил…

— Большинство архитекторов строят себе жилье сами. Вы об этом уже задумывались, предпринимали какие-либо конкретные шаги? Может быть, даже есть проект своего частного дома?

— Да, я хотел бы построить деревянную дачу в Беларуси — это моя следующая мечта. Я планирую сделать это когда-нибудь, может, через 5-10 лет… Но кто знает, что несёт нам будущее?

— Хотели бы вы иметь возможность приезжать в Беларусь постоянно (получить вид на жительство или даже второе гражданство)?

— Да, я бы с удовольствием хотел приезжать в Беларусь часто, иметь здесь дачу и офис в Минске. Мне очень нравится ваша страна.

Справка: Сегодня Дзиуай управляет архитектурным бюро Spheron Architects в Лондоне. Не так давно заслуги талантливого парня признали на родине: Дзиуай получил две награды — RIBA Journal Rising Star award 2016 (награда лучшим молодым архитекторам от журнала Королевского института британских архитекторов) и AIA UK Young Architect award 2017 (награда лучшему британскому архитектору до 40 лет от Американского института архитекторов).

Беседовал: Дмитрий Малахов

Photo by: Spheron Architects, www.archdaily.com, photographer Sasha Belavokaya.

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Задать вопрос эксперту

Актуальные материалы

Как сделать скрытый карниз для штор?

Дизайн интерьеров, 18 августа 2016

Закрытая территория Ларисы Долиной

Дизайн интерьеров, 21 апреля 2020

Где живет Гарик Харламов со своей женой

Дизайн интерьеров, 4 апреля 2020

Комментарии

Всего комментариев: 0
Пожалуйста, пройдите авторизацию, чтобы оставить комментарий.

Фото

Жилой дом из детского конструктора

Видео

Третье видео videopress.com
Adblock
detector