Со стройплощадки – в суд. 3 реальных случая, которых можно было избежать

  • 20 июля 2017
  • 1952 просмотров
  • 0 комментариев

Строительство частного дома редко обходится без проблем. Ошибки в проектировании, нарушение технологических процессов, рабочие с недостаточной квалификацией — список можно продолжать бесконечно. В ряде случаев проблемы удается решить, а недостатки — исправить, пускай и путем дополнительных финансовых затрат. Но бывают ситуации, когда единственным вариантом исправления ситуации становится судебное разбирательство… или его угроза. Учиться лучше на чужих ошибках: мы отобрали три свежие истории читателей и предлагаем их вашему вниманию.

Наталья и недобросовестный архитектор

Мы с мужем захотели построить современный дом. Как и многие, начали с поиска вариантов в Интернете, и скоро наткнулись на интересный проект, который нам приглянулся. Оказалось, что это разработка местного архитектора, который (и это нас подкупило) уже возводит себе дом по этому проекту. Рассудили так: если человек строит СЕБЕ, то он явно подумал обо всех нюансах и знает, что делает. Цена нас устроила, и мы решили обратиться к нему, заказать этот проект, но — с небольшими изменениями.

Речь шла сразу о двух проектах: архитектурном и строительном. За все была озвучена цена в 800 долларов. Странности начались уже здесь: архитектор предложил купить у него архитектурный проект отдельно, и пойти его согласовать в исполкоме. А он за это время (порядка двух недель) брался внести изменения, которые мы озвучили, и предоставить нам строительный проект. Таким образом, вначале мы заплатили только 300 у.е. за архитектурный проект, условившись, что договор на всю сумму подпишем на стадии окончательных расчетов за выполненные работы.

Проект мы согласовали, хотя уже в нем обратили внимание на мелкие «косяки» — дорога не с той стороны, дом в 17 метрах от дороги, и т.д. Что-то даже пришлось переделать, но тогда это мы списали на особенности процесса согласования. Затем архитектор, чтобы не терять время, предложил нам своего знакомого, который мог сделать фундамент для дома. Фундамент заливали без строительного проекта на руках. А сам проект архитектор нам сдавать не спешил, то одно у него, то другое… Словом, «кормил завтраками». И так продолжалось до весны. Весной мы его все-таки «дожали» и получили проект на руки. Но, когда рассчитывались, обещанный договор он нам таки не отдал – сослался на то, что закончился тонер в принтере, и предложил подвезти договор позднее. Доверие к нему было подорвано, но в руках мы держали готовый проект, и все казалось вполне прогнозируемым. Каково же было наше удивление, когда мы приехали домой и, начав разбираться, увидели, что наших изменений нет — он нам продал свой базовый проект, без каких–либо правок!

Позвонили ему возмущенные, в ответ на что услышали: «А что вы хотели, проект с изменениями будет стоить совсем других денег». Между началом сотрудничества и «сдачей» строительного проекта прошло полгода, мы понимали, что дальнейшие проволочки неизбежны, и решили подавать в суд. Но у нас на руках не было договора, и после консультации с юристом, мы поняли, что дело нам не выиграть. Пришлось просто разорвать отношения с архитектором. Деньги потеряли, проект дорабатывали уже с третьими лицами…

Вывод: ВСЕГДА заключайте договор, даже при покупке эскизного, архитектурного или строительного проекта. Старайтесь оплачивать через банк, чтобы иметь подтвержденный факт перевода денег. И, если обнаружите в проекте хоть какие-то недостатки — лучше перестрахуйтесь, откажитесь от проекта и смените архитектора/проектировщика сразу. Потому что судиться с ними — недешевое удовольствие, в суде не обойтись без архитектурной экспертизы, а она стоит от 1500 у.е. и выше.

Дарья и хитрая транспортная компания

У нас история связана со строительством лишь косвенно, но все равно может быть полезна многим, поскольку связана с закупкой стройматериалов.

Мы с мужем решили построить дом из экологических материалов. При изучении рынка обратили внимание на арболит, он нас устроил и по цене и по характеристикам. Я нашла производителя в Молодечно, но по номерам телефонов, указанных на сайте, нам никто не ответил. Я проверила номера по интернету, и увидела, что эти же номера фигурируют и в объявлениях по продаже ламината, дверей, и даже… тамады на свадьбу! Ясно было, что дело нечисто, но дальше я разбираться даже не стала: на всех найденных фотографиях молодеченский арболит выглядел плохо — видны были огрехи обработки, неровные края, бугристости и т.д. Дальнейшие поиски арболита в Беларуси ни к чему не привели (возможно, плохо искали), но я нашла производителя в России, в Ивановской области. Соотношение цена/качество у них было очень хорошим. Муж сам съездил, посмотрел эти блоки на производстве, его все устроило. Решили сделать заказ на заводе. Цена с доставкой выходила дешевле, чем если бы мы покупали здесь, при этом качество было лучше на порядок.

За перевозкой обратились к транспортной компании, их порекомендовал знакомый. По цене договорились, и подписали договор. Правда, это оказался не договор услуги (перевозки), а экспедиторский договор. Но мы тогда на это не обратили особого внимания: условия были прописаны четко, пеня за просрочку, сроки подачи транспорта и т.д. Заказанный объем нужно было везти тремя машинами. Но с фирмой мы заключили договор только на две: на этом настояли они, т.к. в целях экономии искали «обратки», которые и собирались подавать под загрузку. На две машины у них рейсы уже были, а третью предложили оформить позже, т.к. ее нужно было еще найти.

«Приключения» начались практически сразу же. Машина загрузилась с превышением на одну ось, хотя общий вес груза был в пределах допустимого. На таможне их остановили, и груз попал на штраф-стоянку. Поскольку груз перевозчики оформили на себя, оперативно выдвинулся на таможню представитель компании, и оплатил штраф в 2500 евро. Машину выпустили, и она поехала к нам на участок. И пока ехала, у меня был долгий и интересный разговор с транспортной компанией. Они требовали оплатить штраф, намекая, что в случае отказа машина разгружена не будет. Когда я четко указала им на пункт договора, где написано, что это их ответственность (нагрузку на оси проверяет экспедитор в лице водителя), я предложила им или разгрузиться, или разгрузиться с милицией. Тогда «победа» осталась за мной, и материалы выгрузили.

Но вторую машину в срок не подали. И на следующий день тоже. И на следующий. Дальше пошли кормить «завтраками», машины не было. А затем и вовсе перестали снимать трубку. Когда прошел месяц, я поняла, что уже не дождусь ничего, я отправила перевозчикам заказное письмо (с уведомлением): отказ от второй машины и требование расторгнуть договор. Параллельно мы сами нашли перевозчика на вторую и третью машины: с помощью сайтов transinfo.by и lardi-trans.com. Я оставила на сайтах описание груза и маршрут, со мной сразу связались несколько компаний. Я выбрала ту, что мне больше подходила по срокам (россияне уже настаивали на том, чтобы я забрала заказ, который месяц пролежал на рампе). Новые перевозчики сработали четко, привезли все моментально — на следующий же день.

Но дальше начались сюрпризы. Первая транспортная компания прислала мне претензию с требованием оплатить штраф российской таможне. Я проконсультировалась с юристом и отправила им встречную претензию: с требованием оплатить штраф за просрочку доставки товара, иначе я подаю в суд. Сроки и сумму оплаты также указала. Мое письмо проигнорировали, и я подала в суд. Позже мне позвонил их юрист и в устной форме предложил оплатить штраф по-хорошему, т.к. у них есть все документальные доказательства, а у меня — слабая позиция, и я неизбежно проиграю. Я предложила: оплатите мне услуги адвоката и часть штрафа, или встретимся в суде.

Они не согласились, и выставили вторую претензию, где утверждали, что я недоплатила за вторую машину… Словом, все эти вопросы мы решали уже в суде. По итогу было достигнуто мировое соглашение, согласно которому мне выплатили несколько сотен евро и покрыли все судебные расходы. С начала заключения договора и до суда прошло 3 месяца. А если бы я сразу искала машины сама — сэкономила бы массу времени и денег.

Вывод: Жестко прописывайте условия поставки в договорах. Настаивайте на включении в договор существенных штрафов/пени за просрочку. В нашем случае день просрочки обходился транспортной компании в 150 евро, что в итоге вылилось в сумму, превышающую размер штрафа таможне (по первой претензии), и это, в том числе, сыграло свою роль при заключении мирового соглашения. И не бойтесь защищать свои интересы: иногда судебное разбирательство — единственный способ добиться справедливости.

Ольга и бессовестный штукатур

Мы с мужем приобрели «коробку» дома в 100 км от Минска. Внутри не было ничего – ни электрики, ни внутренних стен. Знакомая дизайнер сделала нам проект с разводкой всех коммуникаций, планировкой и материалами. Одним из вариантов внутренней отделки значилась декоративная штукатурка, практически во всех комнатах (более 250 квадратных метров площади под покрытие). Когда настало время, начали искать материалы и исполнителей. Строители, которые у нас уже работали, озвучили цену в 50 у.е. за квадратный метр, при этом сознавшись, что опыта нанесения декоративной штукатурки у них нет. Нас, разумеется, такой вариант не устроил, взяли время подумать.

В скором времени поехали за декоративной штукатуркой в крупный брендовый магазин стройматериалов. Нам там очень обрадовались — все-таки объемы заказа были приличные. При оформлении покупки мы у них спросили можно ли нашим строителям приехать сюда, ознакомиться с технологией нанесения. Тогда прямо в магазине нам порекомендовали человека, который этим давно занимается, и берет по 25 у.е. за «квадрат». Разумеется, нам этот вариант показался очень привлекательным, мы созвонились с мастером и наняли его на работу.

До начала работ дали исполнителю небольшой аванс. Мастер тут же приступил к работам, и поначалу все шло хорошо, работу он делал качественно. Ближе к завершению попросил оплатить выполненный объем работ. Качество нас устраивало, и работа почти вся была сделана. Ключевое слово тут «почти» — оставался маленький кусочек работы в коридоре, порядка 15 кв. метров. Штукатур сослался на то, что сейчас пора отпусков, ему нужно отправлять ребенка в лагерь, и срочно нужны деньги. И что он продолжит работу сразу после того, как отправит. Мы ему поверили, рассчитались с ним почти полностью, оставалось что-то около 50 долларов — на тот момент у нас на руках просто не оказалось всей суммы. А дальше начали стандартные отговорки и «кормление завтраками».

Договора у нас с ним не было, и быть не могло — исполнитель работал как «частник», не зарегистрированный нигде. Где-то полтора месяца он нам обещал «вот завтра – точно», а в конце — и вовсе отказался, выдав фразу: «Я на бензин больше потрачу, чем ехать к вам отрабатывать эти 50 долларов». Взять со стороны мы никого не могли. Во-первых, на такой объем никто к нам ехать не хотел, во-вторых — опасались получить «разнотон», поскольку нужно было бы заново подбирать колеровку штукатурки, выполнять нанесение в той же технике и т.д.

В итоге помогла только угроза письменного обращения в правоохранительные органы с указанием того, что он осуществляет незаконную предпринимательскую деятельность, после чего — в суд. На нашей стороне был свидетель в лице дизайнера, которая осуществляла авторский надзор и видела, как мастер осуществлял работы, а также — присутствовала при передаче ему денег. Почувствовав, что перевес не в его пользу, штукатур все-таки работы выполнил.

Вывод: НИКОГДА не рассчитывайтесь полностью до завершения работ. Разбейте весь объем на участки и оплачивайте долями по факту выполненных работ на каждом участке. Работайте только с компаниями или ИП по договорам, каждый этап отмечайте подписанным с двух сторон актом приемки выполненных работ.

Обращение к читателям: Если с вами произошла похожая ситуация, и вы хотели бы ею поделиться — пишите нам на editor@dom-expert.by.

Задать вопрос эксперту

Комментарии

Всего комментариев: 0
Пожалуйста, пройдите авторизацию, чтобы оставить комментарий.

Фото

Жилой дом из детского конструктора

Видео

Третье видео videopress.com