«Рисую, чтобы люди задумались». Митя Писляк — о зажатости белорусов и красоте без границ

  • 17 декабря 2016
  • 406 просмотров
  • 0 комментариев

«Декорирование. Уровень БОГ!» — 15 декабря в салоне мебели CONCETTO прошло второе занятие зимней школы МАЖОРДОМ. Как работать с пространством, чтобы оно не теряло актуальности и всегда было на острие тенденций? Об этом говорили приглашенные эксперты: представители итальянской компании San Marco, салона текстиля НатаХаус и создатели 3d-камина AnB-RIMEX. Хедлайнером выступил Митя Писляк, который в авторской манере рассказал о свежей тенденции — декоре стен при помощи наклеек и графики.

Глядя на этого простого, невысокого парня, никогда не подумаешь, что в нем уживаются упорство, отменный вкус и умение дарить красоту в особо крупных размерах. Митя Писляк — известный художник, чьи произведения украшают десятки стен Минска, а «Портрет жены с цветами и фруктами» на ул. К. Маркса уже стал туристической достопримечательностью и прославил парня на всю страну. Проведя искрометный мастер-класс в салоне мебели CONCETTO, художник охотно поделился с порталом dom-expert.by своими мыслями и планами.

«Рисую, чтобы люди задумались». Митя Писляк — о зажатости белорусов и красоте без границ

1. Митя, привет. Даже если о тебе ничего не знать и зайти на твой сайт, в портфолио работ — обращаешь внимание на существенный перевес черно-белых рисунков. Почему ты избрал именно такой стиль?

Скорее это стечение обстоятельств. Я окончил Художественную академию, и умею работать в самых разных техниках, разными материалами. Но в один момент мне доверили оформить сеть магазинов, и все они находились в разных городах. Требовалось придумать простую технику, которую можно было бы повторять из раза в раз, и она сохраняла бы общие черты, была узнаваема. А, поскольку интерьеры магазинов оказались очень яркими, цветными, я выбрал черно-белый рисунок, как наиболее подходящий для работы. С тех пор он стал моим фирменным стилем.

«Рисую, чтобы люди задумались». Митя Писляк — о зажатости белорусов и красоте без границ

2. Считаешь ли ты свою технику уникальной? Почему ты отдаешь предпочтение маркерам?

Нет, техника не уникальна, я сам почерпнул ее у других. Маркерами мне работать просто удобнее: это быстрее, не нужно макать кисточку в краску, таскать с собой компрессор, баллончики…. За годы работы на стройке я этим набаловался, и возвращаться к этому без особой необходимости — не хочу.

3. Дорого ли стоят материалы, которыми ты работаешь, те же маркеры?

Нет, совершенно не дорого, если сравнивать с работой (улыбается. — Прим. авт.). Одного маркера мне хватает на 1.5 квадратных метра, стоит он 10$, лак — 20$ банка. Так что по материалам это очень доступно.

4. Сайт твоей студии называется «Hi, colors!». Это тоже стечение обстоятельств или все-таки желание уйти от черно-белого и рисовать в цвете?

Еще до того, как я пришел к черно-белой графике мы с партнером планировали работать в Чехии, и зарегистрировали там компанию с этим названием. Оно закрепилось, и в дальнейшем мы просто не захотели от него отказываться. Если же говорить о какой-то философской подоплеке названия — тут можно провести параллели между цветами и людьми. Каждый человек — уникален, у каждого есть свой «цвет», и нам нравится работать с разными клиентами — узнавать их, погружаться в их суть. И воплощать то, что мы прочувствовали, в рисунке.

5. Тебя не напрягает бедность белорусской городской архитектуры? С одной стороны, расписать стену безликой панельной коробки — уже означает вдохнуть в нее жизнь. С другой — если здание красивое, может быть, на таком и творить приятнее?

Мне удобнее работать по более простым поверхностям. Во время путешествий в другие страны я заметил, что иногда приезжаешь в город и видишь настолько идеальную архитектуру, что до нее даже дотрагиваться не хочется. В Риме я просто ходил по центру, смотрел на мраморную облицовку зданий и понимал, что коснуться ее маркером или краской — это кощунство.

«Рисую, чтобы люди задумались». Митя Писляк — о зажатости белорусов и красоте без границ

6. Не так давно мы проводили опрос среди читателей по выбору самого красивого и самого некрасивого здания Минска. А есть ли такие для тебя?

Таких, которые захотелось бы прямо снести — нет. Возможно, я просто к ним привык, и уже не замечаю… А из красивых — мне нравится современный дизайн. Офисное здание по улице Кирова, 8 очень мне по душе, офис ОАО «Беларуськалий» — тоже. Хотя в последнем случае со стеклами немного не доработали, по проекту они должны быть более насыщенно-красного цвета.

7. Белорусы — в целом довольно закрытые люди, где-то даже замкнутые, ты об этом не раз говорил, и в этом есть доля правды. Когда рисуешь на городских стенах — думаешь ли о том, что твой рисунок сможет их немного раскрепостить, заставить раскрыться, задуматься на минуту? Или такой миссии у тебя нет, ты просто рисуешь?

Вообще какой-то четкой миссии — нет. Но я думаю, это действительно работает так, как вы сказали. Был один случай: к нам обратилась служба ЖКХ, у них проходил какой-то конкурс среди подъездов, и они попросили нас разрисовать стену в одном из них. Все нужно было сделать быстро, даже эскиз не согласовывали. Мы пришли и начали рисовать. На следующий день выходит парнишка из квартиры, на вид — лет 15, и смотрит, как мы совершенно спокойно и не таясь разрисовываем стену… На следующий день мы приходим продолжить роспись — а он стоит и рисует что-то карандашом на той стене, которую мы уже начали заполнять. То есть — парень увидел, что мы рисуем — взял в руки карандаш и начал рисовать сам. Эффект сработал практически сразу. Вот вам прямой пример того, как это может работать. Если брать глобально — я не рисую специально, чтобы заставить людей задуматься о чем-то. Но мне бы очень хотелось, чтобы они задумывались.

8. В своем знаменитом «Портрете жены художника» на ул. Карла Маркса ты рисовал поверх проецируемого на стену рисунка. Дело было в его большом размере, или ты всегда используешь проектор для создания «кальки»?

Нет, я не всегда использую проектор, начал его применять относительно недавно. Для меня нет разницы — рисовать по картинке с проектора или от руки. Рисунки любого размера. Проектор — это просто инструмент, который ускоряет время нанесения в 2-2.5 раза. И когда можно — я его использую. Рисую-то я все равно поверх своего эскиза, не чужого. В конкретном случае стоял вопрос скорости, так как мы оплачивали аренду «люльки», поэтому закончить хотелось быстрее.

«Рисую, чтобы люди задумались». Митя Писляк — о зажатости белорусов и красоте без границ

9. Где, по твоему мнению, проходит грань между «красиво» и «портит внешний вид», между уместным и неуместным в рисунке на зданиях?

Это на подсознании, если честно. Я могу посмотреть на здание, эскиз рисунка и сказать — будет ли он смотреться здесь хорошо или нет. Конечно, свое «нравится-не нравится» может высказать любой человек. И если скажу я, это будет мое субъективное мнение. Но оно же — и профессиональное, поскольку я этим живу и с большей вероятностью могу отличить удачное решение от неудачного. Наверное, это сочетание опыта, вкуса и интуиции.

10. В таком случае насколько нужно считаться с мнением других? Во Франции, если человек строит дом — он вывешивает эскиз на здании мэрии, для того, чтобы каждый житель поселения или района мог ознакомиться с проектом, и если он ему чем-то не понравится — высказать протест. У нас такая система нужна?

Да, мне такая система нравится, она более объективна. У нас же сегодня все вопросы решает десяток человек, среди которых немало людей с устаревшими взглядами, которые подмешивают в процесс согласования личное отношение к заявителю рисунка и т.д. Не они должны решать, а народ, большинство.

11. Но при этом, согласование рисунка все-таки нужно? Ведь, если совсем «отпустить вожжи» и позволить каждому рисовать где, и что ему вздумается — мы можем получить печальные последствия для облика города, ты не считаешь?

Да, как и во всем тут нужен баланс. Пускать дело на самотек — не стоит, это приведет скорее к негативным последствиям, чем к позитивным. А вот что администрация города могла бы сделать — так это определить перечень объектов, адресов, зданий, свободных для рисования, творческого самовыражения людей. Даже в случае появления какого-то негатива — его всегда можно закрасить…

12. Ты один из немногих, кто не среагировал резко на рисунок «Мальчик и девочка», говоря именно о художественной ценности объекта, вне привязки к политике. А если бы тебя попросили нарисовать что-то на стене частного дома, что может быть воспринято неоднозначно, скажем — фрагмент о дружбе лидеров двух соседних государств? Взялся бы за такое, если бы концепция рисунка не показалась бы тебе чуждой?

Если бы не показалась, если бы это оказалось совместимо с техникой, в которой я работаю, если бы договорились по стоимости с заказчиком — при условии соблюдения этих трех «если» — я бы взялся. Насчет нашумевшего рисунка я могу понять ребят, которые его наносили. Это обычный заказ, работа: им заплатили, они — приехали, нарисовали. Рисунок ничем не хуже, чем заполонивший наш город березовые рощи, или зубры… Может быть, расположен не совсем уместно, это да. Но вообще, я считаю, что искусство и политика не должны пересекаться.

«Рисую, чтобы люди задумались». Митя Писляк — о зажатости белорусов и красоте без границ

13. Как ты предпочитаешь работать в случае росписи интерьеров: напрямую с заказчиком, или с дизайнером, который осуществляет авторский надзор за объектом?

Я работаю и так и так, разные ситуации бывают. При работе с дизайнером все немного проще: не нужно уговаривать, убеждать, доказывать свою состоятельность и точку зрения, к тебе уже пришли как к специалисту, зная твои возможности. С другой — из работы пропадает частичка души, она превращается в техническое исполнение. А мне в принципе нравится узнавать людей, для которых я рисую, это всегда очень живой процесс.

14. Много ли частных интерьеров ты уже разрисовал?

Много. В последнее время я делаю по 30-40 интерьеров в год.

15. Тебе больше нравится разрисовывать частные интерьеры или кафе/рестораны/офисы?

С кафе и ресторанов начиналась моя художественная карьера, и атмосфера общепита немного уже поднадоела, если честно. Поэтому если выбирать «или-или» — частный дом/квартира мне интереснее. А если глобально — мне больше нравится оформлять экстерьеры, работать снаружи зданий.

16. У тебя высокий ценник за услуги — 300 долларов за «квадрат», в среднем. При этом на рынке немало ребят с опытом работы, которые просят в 4-5 раз меньше. Ты комфортно чувствуешь себя в этом ценовом диапазоне? Можешь ли ты сказать, что твое имя превратилось в бренд, который стоит этих денег?

Да, чувствую себя нормально, и завышенной эту цену не считаю. Хотя в последний год платежеспособность клиентов сильно упала, и 85% людей, которые ко мне обращаются, отказываются именно по соображениям цены. Я долго думал, как сделать так, чтобы цена позволяла людям заказывать мои работы и была им по карману. И понял, что если речь идет об индивидуальном рисунке руками — цену снизить я не смогу, да и не хочу: это мое личное время, на рисунки я трачу его немало. Это не может стоить дешево. Поэтому сейчас я хочу выйти в бюджетный сегмент через тиражирование: печатать принты, винилы, обои с моими рисунками. Я даже готов прийти и расписаться на них, лишь бы клиент остался доволен.

«Рисую, чтобы люди задумались». Митя Писляк — о зажатости белорусов и красоте без границ

17. Картинами каких художников ты вдохновляешься в творчестве?

Раньше, когда я ходил в музеи, мне нравились импрессионисты. Сейчас я вдохновляюсь более сложными с технической точки зрения, более детализированными работами, например — натюрмортами Рембрандта. Я понимаю, что так нарисовать не смогу, и эти произведения вызывают у меня уважение.

18. На твоем сайте упоминается, что каждый заказчик — это личность, со своим уникальным внутренним миром. А если человек тебе не понравился, как ты действуешь в таких ситуациях?

Если человек приходит ко мне за рисунком — это уже подкупает. Каких-то посторонних людей я просто не встречал. Иногда бывает даже, что клиент предлагает рассчитаться бартером — услуга за услугу, и если мне это нужно — я соглашусь. Мне кажется, это нормально.

19. Слышали о том, что ты мечтаешь открыть свою студию, где будешь учить людей шелкографии. Почему именно этой технике?

Шелкография мне близка. Кроме того, что мы рисуем на стенах в индивидуальном порядке, у нас есть и более простые, массовые вещи: принты, наклейки, открытки. Они могут заменить полноценную картину, выглядеть как оригинал, при этом — стоить в десятки раз меньше. Раньше мы все это делали при помощи цифровой печати, но в ней лично мне не хватало какой-то души. А шелкография — старая, несложная в освоении техника, позволяющая делать более красочные, живые работы, и легко их «размножать» в случае необходимости. Даже сегодня многие художники тиражируют свои работы именно этим способом. Так что я эту идею не оставил, хочу открыть свою студию… Думаю еще раз протестировать краудфандинговую платформу.

20. Назови свой личный критерий успешности. При каких условиях ты сможешь сказать, что полностью состоялся и достиг всего, о чем мечтал?

Сложный вопрос, глобально я об этом не задумывался. Существуют какие-то промежуточные цели, которые мне важны. Сейчас, например, во мне проснулась коммерческая жилка, я хочу, чтобы процесс приносил не только удовольствие, но и достойный заработок. Собственно, поэтому я и смотрю в сторону тиражирования брендированных рисунков.

21. Ты можешь обратиться к нашим читателям с каким-то посылом, призванием. Что ты им скажешь?

Хочу всем пожелать понять самих себя, найти дело, которое нравится, от которого вы будете получать удовольствие. И постараться сделать его еще и средством заработка.

22. Собираешься ли ты в дальнейшем оставаться в Беларуси?

Здесь мои друзья, родственники, никуда я от Беларуси не денусь (улыбается. — Прим. авт.). При этом — мне нравится жить в других странах, я набираюсь там новых впечатлений, эмоций, это обогащает меня и мою технику, идет на пользу. Поэтому если говорить в общем — мне близка концепция гражданина мира… У красоты не должно быть границ.

Текст: Дмитрий Малахов.

Задать вопрос эксперту

Актуальные материалы

Уютная эклектика

Архитектурный дизайн, 30 сентября 2015

Новый дом Кайли Дженнер

Дизайн интерьеров, 26 марта 2020

Как самостоятельно укрепить склоны на участке

Ландшафтный дизайн, 17 января 2020

Как сделать скрытый карниз для штор?

Дизайн интерьеров, 18 августа 2016

Комментарии

Всего комментариев: 0
Пожалуйста, пройдите авторизацию, чтобы оставить комментарий.

Фото

Жилой дом из детского конструктора

Видео

Третье видео videopress.com
Adblock
detector