ДомЭксперт

Когда за стены не краснеешь. Разбираемся в художественной росписи со студией TAKTAK

Не так давно мы публиковали репортаж про семью автогонщиков, строящих под Минском ржавый дом. Одним из элементов дизайна будущего жилища герои назвали граффити на стенах цокольного этажа. Domexpert.by решил разобраться, чем отличается художественная роспись стен от граффити, и обратился к Марие Рудаковской, участнице художественной студии Taktak.by. Девушка закончила БНТУ по специальности архитектурный дизайн, и сейчас занимается художественной росписью профессионально.

— Мария, добрый день. Расскажите, как вы пришли к художественной росписи стен и фасадов? Как долго вы этим занимаетесь?

— Рисую я давно, но перевела это увлечение в профессиональное русло относительно недавно. Лет 5 назад поучаствовала в художественном конкурсе и прошла в финал. Мне доверили роспись стены в одном из Минских детских домов, и я ее раскрасила по своим эскизам. Это был первый опыт, но меня это направление сразу заинтересовало. У меня был знакомый, Алесь Kontra, я знала, что он занимается росписью, граффити. Я попросила его брать меня с собой на похожие мероприятия. В 2014 г. он предложил мне поучаствовать в стрит-арт фестивале «Must Act-Must Art» в Барановичах, и я согласилась. Потом — расписывала стены у себя дома. Так, понемногу и «набила руку». После чего решила скооперироваться со знакомыми и сделать «бренд». С момента росписи первого фасада до появления сайта художественной студии (или даже сообщества) Taktak, прошло около года.

— Какие, с вашей точки зрения, ключевые различия между граффити и художественной росписью?

— Здесь все само по себе достаточно сложно, потому что граффити — это скорее субкультура, как правило, нелегальная. И очень много ведется споров о том, что можно называть граффити, а что — нельзя. По определению то, что мы рисуем аэрозольными баллончиками на фасадах — это, может, и не граффити вовсе. Во всяком случае, я воспринимаю граффити именно как нелегальное самовыражение. Но мы таким не занимаемся, действуем в рамках закона.

— Вы как-то связываете себя с хип-хоп культурой?

— Нет, у меня был другой путь. Для меня рисование аэрозольным баллончиком — всего лишь одна из техник. Художественная роспись подразумевает под собой декорирование, украшательство здания или помещения. По сути, роспись фасада баллончиком на заказ — это тоже художественная роспись. Если она делается по закону и несет какую-то смысловую нагрузку.

— Расскажите об используемой вами технике росписи.

— Техники разные: мы рисуем аэрозольными баллончиками, кистями, акриловыми маркерами, мелом. Все это иногда смешивается. Время от времени — там где это оправдано, мы используем трафареты.

— Когда вы рисуете, то покрываете поверхность слоями? Сколько по времени занимают работы?

— Когда как. Но, как правило, если рисуешь баллончиком — одного слоя достаточно. Баллончиком мы делали один фасад за два дня, это довольно быстро. Иногда огромное здание можно разрисовать баллончиками быстрее, чем расписать стену на кухне.

— Как часто у вас бывают частные заказы на роспись стен в квартирах и жилых домах, и сколько стоит такая услуга за кв. метр?

— Появление заказа зачастую сложно предсказать, потому что у нас нет менеджера. Обычно к заказам появляется интерес по весне, если связывать с сезонами. Новый год — тоже интересная, активная пора. По стоимости… Тут много нюансов. Если называть среднюю цифру — это 15 долларов за квадратный метр, но цена не фиксированная. Все зависит от техники и сложности исполнения рисунка. Иногда в одном квадратном метре может поместиться целая картина, а иногда — это лишь кусочек чего-то большего.

— В чем техническое отличие росписи внутри помещений и снаружи, на фасадах?

— Для росписи фасадов мы обычно используем баллоны. Акриловая подложка упрощает процесс и экономит краску, а потом уже по верху баллончиком все отрисовывается. Воспринимается такая работа издалека совершенно не так, как вблизи, с небольшого расстояние она может казаться неаккуратной. Мы всегда учитываем, откуда на этот рисунок будут смотреть, исходя из этого, и планируем свои действия. Это к вопросу об аккуратности и масштабах.

Внутри помещения мы баллончики не так часто используем. Во-первых, из-за запаха. Во-вторых, при росписи баллончиком идет большой разбрызг краски — и это требует подготовки, нужно застилать все помещение. Как правило, внутри помещений используем либо акрил, либо смешанную технику: трафареты, акриловые маркеры. Маркеры — относительно недавнее изобретение, они разные бывают — и в миллиметр толщиной, и в несколько сантиметров, их целая линейка. Зато ими очень удобно рисовать по ровной поверхности. А вообще — мне нравится все смешивать, больше всего — именно акрил и маркеры. С баллончиком я работаю не так долго, и понимаю, что еще не все могу им нарисовать. Портрет, например — не смогу.

— Какие документы и где надо получить для того, чтобы сделать легальные граффити в Минске?

— Если честно, я только один раз занималась сама этим вопросом. Обычно согласование берет на себя либо организатор фестиваля (если мы работаем с фестивалем), либо заказчик. В принципе — это не так сложно. Идете в администрацию района, где находится стена, с эскизом и заявлением. Показываете их главе администрации или его заместителю. Они утверждают эскиз. Здесь важен человеческий фактор.

— Сколько времени может занять согласование?

— Я когда ходила, то просидела часа два или три в очереди, а само согласование длилось где-то полминуты. Может, этому человеку после всех бабушек и дедушек было все равно, что мы будем рисовать. Хотя и объект у нас тогда был незначительный, трансформаторная будка. Если же это какая-то архитектурная ценность, согласований потребуется гораздо больше. Если вообще разрешат.

— Каких заказов поступает больше – от частных лиц или от организаций, корпораций?

— Пока у нас больше частные лица заказывают. Хотя попадаются и компании, нередко просят разрисовать офис или магазин. Из последних интересных заказов — большая работа для «Пицца-темпо». Там работали без эскизов, этот проект продвигал мой компаньон Алесь. Еще одна интересная наша работа — в недавно открывшейся кальянной «Мята», там мы использовали трафареты… В этом году был еще один проект в Риге, организованный латвийской компанией ко Дню детей, 1 июня. Но там мы рисовали не по своим эскизам: делали роспись на асфальте для детских игр. Это была временная роспись, но мы рассчитываем, что несколько месяцев она продержится. Если говорить про планы — весной думаем продолжить проект «Мартовские коты», начатый в прошлом году.

— У вас есть «свежие», пока нигде не опубликованные проекты, которые вы хотели бы презентовать нашим читателям?

— Не знаю, насколько это будет интересно вашим читателям, но в настоящее время я делаю роспись в офисе UNICEF. Причем не только рисунок — там дизайн всего офиса, эскизы уже утверждены. Мы быстро нашли с заказчиком общий язык, они нас выбрали именно по нашим предыдущим работам. Но было и много правок: даже не по художественной части, а по содержанию. У UNICEF присутствовало свое, относительно четкое видение того, чего они хотят. Было непросто, все эти согласования длились долго, но в итоге мы все-таки пришли к общему видению.

— Как вы относитесь к фестивалю Ulica Brazil как художница, работающая в стиле граффити?

— Хорошо отношусь. Здорово, что в Минске что-то происходит. Мне нравятся не все работы, которые были нарисованы во время фестиваля, но как событие — это интересно.

— А вы хотели бы поучаствовать?

— Да, конечно. Я даже подавала свой эскиз на Ulica Brazil, но почему-то предложенное здание убрали из программы, и я не смогла принять участие. Если честно — до сих пор не знаю, как туда попадают…

— А были работы на Ulica Brazil, которые вам особенно понравились?

— Сейчас вспомню. Женя Cowek, мы с ним вместе начинали. Он уже второй год рисует эти монументальные работы на ул. Октябрьская. Кроме того, было много интересных небольших работ.

— Как вы относитесь к невнятной шумихе вокруг граффити «Мальчик и девочка», о дружбе Беларуси и России? Как бы вы оценили эту работу именно с художественной точки зрения?

— Я думаю, что это ближе к «показухе», и здравомыслящие люди это понимают. У нас любят, чтобы было красиво, весело, и непонятно что. Дружба Беларуси и России, я так воспринимаю, это — про газ и про деньги, а не про цветочки. Так что к рисунку этому я отношусь как к масштабной работе идеологической направленности, китчу.