— Мария, добрый день. Расскажите, как вы пришли к художественной росписи стен и фасадов? Как долго вы этим занимаетесь?
— Рисую я давно, но перевела это увлечение в профессиональное русло относительно недавно. Лет 5 назад поучаствовала в художественном конкурсе и прошла в финал. Мне доверили роспись стены в одном из Минских детских домов, и я ее раскрасила по своим эскизам. Это был первый опыт, но меня это направление сразу заинтересовало. У меня был знакомый, Алесь Kontra, я знала, что он занимается росписью, граффити. Я попросила его брать меня с собой на похожие мероприятия. В 2014 г. он предложил мне поучаствовать в стрит-арт фестивале «Must Act-Must Art» в Барановичах, и я согласилась. Потом — расписывала стены у себя дома. Так, понемногу и «набила руку». После чего решила скооперироваться со знакомыми и сделать «бренд». С момента росписи первого фасада до появления сайта художественной студии (или даже сообщества) Taktak, прошло около года.
— Какие, с вашей точки зрения, ключевые различия между граффити и художественной росписью?
— Здесь все само по себе достаточно сложно, потому что граффити — это скорее субкультура, как правило, нелегальная. И очень много ведется споров о том, что можно называть граффити, а что — нельзя. По определению то, что мы рисуем аэрозольными баллончиками на фасадах — это, может, и не граффити вовсе. Во всяком случае, я воспринимаю граффити именно как нелегальное самовыражение. Но мы таким не занимаемся, действуем в рамках закона.
— Вы как-то связываете себя с хип-хоп культурой?
— Нет, у меня был другой путь. Для меня рисование аэрозольным баллончиком — всего лишь одна из техник. Художественная роспись подразумевает под собой декорирование, украшательство здания или помещения. По сути, роспись фасада баллончиком на заказ — это тоже художественная роспись. Если она делается по закону и несет какую-то смысловую нагрузку.
— Расскажите об используемой вами технике росписи.
— Техники разные: мы рисуем аэрозольными баллончиками, кистями, акриловыми маркерами, мелом. Все это иногда смешивается. Время от времени — там где это оправдано, мы используем трафареты.
— Когда вы рисуете, то покрываете поверхность слоями? Сколько по времени занимают работы?
— Когда как. Но, как правило, если рисуешь баллончиком — одного слоя достаточно. Баллончиком мы делали один фасад за два дня, это довольно быстро. Иногда огромное здание можно разрисовать баллончиками быстрее, чем расписать стену на кухне.
— Как часто у вас бывают частные заказы на роспись стен в квартирах и жилых домах, и сколько стоит такая услуга за кв. метр?
— Появление заказа зачастую сложно предсказать, потому что у нас нет менеджера. Обычно к заказам появляется интерес по весне, если связывать с сезонами. Новый год — тоже интересная, активная пора. По стоимости… Тут много нюансов. Если называть среднюю цифру — это 15 долларов за квадратный метр, но цена не фиксированная. Все зависит от техники и сложности исполнения рисунка. Иногда в одном квадратном метре может поместиться целая картина, а иногда — это лишь кусочек чего-то большего.
— В чем техническое отличие росписи внутри помещений и снаружи, на фасадах?
— Для росписи фасадов мы обычно используем баллоны. Акриловая подложка упрощает процесс и экономит краску, а потом уже по верху баллончиком все отрисовывается. Воспринимается такая работа издалека совершенно не так, как вблизи, с небольшого расстояние она может казаться неаккуратной. Мы всегда учитываем, откуда на этот рисунок будут смотреть, исходя из этого, и планируем свои действия. Это к вопросу об аккуратности и масштабах.
Внутри помещения мы баллончики не так часто используем. Во-первых, из-за запаха. Во-вторых, при росписи баллончиком идет большой разбрызг краски — и это требует подготовки, нужно застилать все помещение. Как правило, внутри помещений используем либо акрил, либо смешанную технику: трафареты, акриловые маркеры. Маркеры — относительно недавнее изобретение, они разные бывают — и в миллиметр толщиной, и в несколько сантиметров, их целая линейка. Зато ими очень удобно рисовать по ровной поверхности. А вообще — мне нравится все смешивать, больше всего — именно акрил и маркеры. С баллончиком я работаю не так долго, и понимаю, что еще не все могу им нарисовать. Портрет, например — не смогу.
— Какие документы и где надо получить для того, чтобы сделать легальные граффити в Минске?
— Если честно, я только один раз занималась сама этим вопросом. Обычно согласование берет на себя либо организатор фестиваля (если мы работаем с фестивалем), либо заказчик. В принципе — это не так сложно. Идете в администрацию района, где находится стена, с эскизом и заявлением. Показываете их главе администрации или его заместителю. Они утверждают эскиз. Здесь важен человеческий фактор.
— Сколько времени может занять согласование?
— Я когда ходила, то просидела часа два или три в очереди, а само согласование длилось где-то полминуты. Может, этому человеку после всех бабушек и дедушек было все равно, что мы будем рисовать. Хотя и объект у нас тогда был незначительный, трансформаторная будка. Если же это какая-то архитектурная ценность, согласований потребуется гораздо больше. Если вообще разрешат.
— Каких заказов поступает больше – от частных лиц или от организаций, корпораций?
— Пока у нас больше частные лица заказывают. Хотя попадаются и компании, нередко просят разрисовать офис или магазин. Из последних интересных заказов — большая работа для «Пицца-темпо». Там работали без эскизов, этот проект продвигал мой компаньон Алесь. Еще одна интересная наша работа — в недавно открывшейся кальянной «Мята», там мы использовали трафареты… В этом году был еще один проект в Риге, организованный латвийской компанией ко Дню детей, 1 июня. Но там мы рисовали не по своим эскизам: делали роспись на асфальте для детских игр. Это была временная роспись, но мы рассчитываем, что несколько месяцев она продержится. Если говорить про планы — весной думаем продолжить проект «Мартовские коты», начатый в прошлом году.
— У вас есть «свежие», пока нигде не опубликованные проекты, которые вы хотели бы презентовать нашим читателям?
— Не знаю, насколько это будет интересно вашим читателям, но в настоящее время я делаю роспись в офисе UNICEF. Причем не только рисунок — там дизайн всего офиса, эскизы уже утверждены. Мы быстро нашли с заказчиком общий язык, они нас выбрали именно по нашим предыдущим работам. Но было и много правок: даже не по художественной части, а по содержанию. У UNICEF присутствовало свое, относительно четкое видение того, чего они хотят. Было непросто, все эти согласования длились долго, но в итоге мы все-таки пришли к общему видению.
— Как вы относитесь к фестивалю Ulica Brazil как художница, работающая в стиле граффити?
— Хорошо отношусь. Здорово, что в Минске что-то происходит. Мне нравятся не все работы, которые были нарисованы во время фестиваля, но как событие — это интересно.
— А вы хотели бы поучаствовать?
— Да, конечно. Я даже подавала свой эскиз на Ulica Brazil, но почему-то предложенное здание убрали из программы, и я не смогла принять участие. Если честно — до сих пор не знаю, как туда попадают…
— А были работы на Ulica Brazil, которые вам особенно понравились?
— Сейчас вспомню. Женя Cowek, мы с ним вместе начинали. Он уже второй год рисует эти монументальные работы на ул. Октябрьская. Кроме того, было много интересных небольших работ.
— Как вы относитесь к невнятной шумихе вокруг граффити «Мальчик и девочка», о дружбе Беларуси и России? Как бы вы оценили эту работу именно с художественной точки зрения?
— Я думаю, что это ближе к «показухе», и здравомыслящие люди это понимают. У нас любят, чтобы было красиво, весело, и непонятно что. Дружба Беларуси и России, я так воспринимаю, это — про газ и про деньги, а не про цветочки. Так что к рисунку этому я отношусь как к масштабной работе идеологической направленности, китчу.