Комментарии дизайнеров архитектурной студии JVA:
Все наши проекты – это работа не над зданием самим по себе, а над возможностью сделать его продолжением ландшафта. Если дом выглядит как выступ на холме или скол горы – считаем, что хорошо поработали. В отрыве от местности наши дома могут показаться слегка несуразными, несимметричными, но как только объект обретает место, каждое окошко и выступ становятся оправданными и уместными. Создавая этот дом, мы принимали во внимание соседнее здание и общую колористику местного ландшафта: он предельно прост, во внешней отделке использованы самые примитивные материалы, но именно это и позволило сделать его частью окружающей среды.
Конструкции
Фундамент: на железобетонных сваях
Стены, внутренние стены и перегородки, перекрытия: железобетонный каркас, деревянная обшивка
Окна: энергосберегающие стеклопакеты
Кровля: скатная, мягкая черепица
Системы жизнеобеспечения:
Электроснабжение, водоснабжение – центральные
Канализация – локальная с системой очистки
Отопление: электрокотел, теплые полы
Мастерство этих норвежцев, уже знакомых нам по другим не менее оригинальным проектам, именно в умении современное, функциональное во всех отношениях жилье облачить в такой образ, что и не поверишь сразу, что появилось это строение на склоне всего пару лет назад. В первую очередь, на образ состаренной лачуги работает выбранный для отделки материал: авторы нашли старые, потрепанные временем и непогодой доски и нарочно оставили их без какого-либо покрытия. Возвращают разыгравшуюся фантазию в современность ряды больших окон – дань последней скандинавской архитектурной моде: благо, технологии сегодня позволяют застеклять большие площади даже жителям суровой Норвегии. Солнечного света благодаря им в дом попадает в разы больше, из комнат открывается живописный вид на горы и озера, и в то же время тепло полностью сохраняется.
Планировка дома – традиционная для горной местности. Поскольку строение будто опирается на возвышенность, попасть в него можно со стороны холма и сразу на второй этаж.
Двухуровневое пространство позволяло спроектировать здесь несколько дополнительных спален, гостевых или рабочих помещений, но авторы от лишних комнат отказались в пользу огромного двусветного пространства над единой зоной гостиной-столовой-кухни. В итоге в общественной зоне появилось столько простора и воздуха, что взгляд, ни на чем не спотыкаясь, скользит от одного панорамного окна к другому – граница между ландшафтом и интерьером практически стирается.
Внутреннее обустройство дома, на первый взгляд не имеет ничего общего с наружной оболочкой: здесь современный функционализм царит над всем – от глянцевой минималистичной кухни до дизайнерской мебели. Но если присмотреться повнимательнее, то можно заметить, что и сугубо современные на первый взгляд решения – лишь умело интерпретированная традиция. Идею об очаге как смысловом и фактическом центре жилища здесь использовали на манер предков, разместив камин (пусть и современный) в самом центре дома.
В отделке тоже придерживались традиций, свойственных скандинавам: пол и потолок, например, выкрасили в белый цвет. Так они стали отличным фоном для богатой фактуры широких деревянных пластин, которыми обшили внутренние поверхности стен. К тому же белый цвет на потолке сделал более очевидными умышленно созданные щели между дощечками: сильный декоративный прием – на ум сразу приходят аналогии с рассохшимися от времени деревенскими домами. А вот на полу такой прием использовать не стали из соображений практичности.
Мебели, как и декора, в доме минимум. Все здесь подчинено функции, однако сказать, что дом не имеет яркого характер никак нельзя. И все благодаря хитрым приемам маскировки: старым доскам, огромным окнам, натуральным материалам отделки, одним словом – природе, которую впустили в дом.
Архитектура и дизайн: Einar Jarmund, Håkon Vigsnæs, Alessandra Kosberg, Nikolaj Zamecznik, архитектурная студия JVA
Текст Дарьи Данилевич