ДомЭксперт

«Дизайнер должен стоять на вершине производственной цепочки!». Дизайнеры пишут свой манифест

30 мая в Минске, в салоне Concetto di Casa стартует инициатива, которую ждали давно. Известные белорусские дизайнеры соберутся вместе, чтобы ответить на главный вопрос: готова ли Беларусь обрести свое «лицо» в предметном дизайне? Несколько спикеров поделятся своим опытом разработки авторских предметов интерьера, расскажут, с какими трудностями они столкнулись в процессе реализации и как их преодолевали.

О старте инициативы порталу domexpert.by рассказали: владелица салона Concetto di Casa Ирина Лозовская и дизайнер Элина Шиндлер.

Ирина Лозовская и Элина Шиндлер

Элина Шиндлер: В каждой стране, почти в каждой — есть свой стиль. На сегодняшний день уровень белорусского дизайна достаточно высок, чтобы заниматься просто заимствованием чужих стилей — итальянского, скандинавского, французского и т.д. Сейчас наступило время, когда уже можно (и нужно) формировать наш собственный, белорусский стиль. Это — задача максимум. И я стараюсь делать все для того, чтобы эту задачу решить, на это направлены все мои действия, включая и те предметы, которые я создаю сегодня, и наш сегодняшний разговор.

Самое главное: нам сегодня нужен единый образ мышления, единые критерии. Мы хотим выработать их, закрепить среди профессиональных дизайнеров (в первую очередь) и нести дальше, в т.ч. и при помощи СМИ. Сейчас дизайнеры разобщены. В профессиональной среде очень много критики по отношению друг к другу. В таких условиях сложно работать, предлагать что-то рынку, особенно — для молодых, начинающих дизайнеров.

Мероприятие будет состоять из нескольких частей. Те, кто имеет опыт разработки предметов дизайна, расскажут, с какими проблемами столкнулись и поделятся методами преодоления этих проблем. Я также поделюсь опытом производства кресел из фанеры. После этого начнется открытая дискуссия, в результате которой мы с другими дизайнерами будем обсуждать: настало ли время для формирования белорусского стиля, что этому мешает, какие препятствия нужно преодолеть в первую очередь и какие шаги предпринять.

Ирина Лозовская: Мы хотим рассказать, что есть место, где можно присоединиться к этой работе, получить советы, оценку своего труда, узнать, где и какими способами можно воплотить предметы собственной разработки.

Для Беларуси это поиск самоидентификации. Белорусский дизайн пока не конкурентоспособен как массовый продукт, но вот предметы концептуального дизайна, арт-объекты – вполне могут быть востребованы на мировом рынке. Однако для того, чтобы это увидели другие, — это нужно показать. Вот наша задача — как раз показать.

Driade начала подобную работу в Италии в конце 60-х годов прошлого века. Они собрали в свое время передовых концептуальных дизайнеров, и посмотрите где они сейчас. Это огромная компания, которая задает стиль, формирует моду сразу в нескольких направлениях дизайна. Мы не собираемся повторять этот подвиг буквально, но мы хотим сделать нечто подобное в Беларуси.

За прошедшие годы сделано много в дизайне частного жилья. Если с квартирами система клиент-дизайнер еще как-то работает, то стоит выйти за пределы квартир — и мы увидим, что там ничего нет. Выросли коттеджные поселки: богатые, роскошные. Хорошая архитектура, на большинстве участков прекрасный ландшафтный дизайн, и т.д. Но эти поселки так и не стали полноценными населенными пунктами: там нет инфраструктуры, площади, ресторанов, магазинов и т.д. Нет единого стиля, концепции у поселений. Вместо поселков получились неоднородные по стилистике спальные районы. Мы хотим эту ситуацию обсудить.

Элина Шиндлер: В интерьерном дизайне прогресс заметен. А вот в предметном дизайне сейчас некая стагнация. Дизайнеры разрознены, сталкиваются со множеством трудностей, решать которые в одиночку — намного сложнее. На мой взгляд, будущее предметного дизайна — создание мелких мануфактур, ремесленных мастерских, мелкосерийное производств, это наш путь.

Ирина Лозовская: А следующая задача — продавать эти предметы, делать их модными. Мы собираемся на это мероприятие, потому что у нас есть такое желание и возможность. Нам надо учиться достойно представлять себя в международном пространстве. Почему наши IT-специалисты сегодня создают продукт, который потребляют во всем мире? Ведь дизайнеры предметного дизайна могут делать то же самое в своей области!

Пока картина выглядит неприглядно. В Милане в 2015-и году на всемирной выставке World Expo беларуский стенд был построен в виде землянки! Купол, покрытый дерном, в котором торговали соломенными бобрами по 55 евро за штуку, и буфет на колесах, с которого продавали мороженое с водкой и без. Разве это мы? Разве мы не живем в домах? Не ездим на отличных автомобилях? Разве соломенный бобер – это наше лицо?

Наши дизайнеры могут достойно презентовать свою страну. Просто их нужно нанимать на эту работу. И это — тоже одна из проблем, которую мы будем обсуждать на встрече.

Элина Шиндлер: Говоря «единый белорусский стиль», мы не имеем в виду традиционный белорусский дизайн: соломенных кукол, вышиванки, слуцкие пояса, орнаменты и т.д. Хотя традиция должна лежать в основе стиля. Главное для нас на данном этапе — поддержка предметных дизайнеров и развитие индивидуальности каждого. А единый стиль — сформируется сам по себе.

Ирина Лозовская: Надеюсь, что наша дискуссия привлечет внимание и крупных производителей белорусской мебели. Не должны у нас штамповать все эти массивные, вычурные буфеты из дуба. Их время уже давно прошло. В конце концов — просто жалко, что ценную древесину переводят на такие вот предметы обихода. Проблема в том, что на крупных предприятиях главный человек – это технолог, а не дизайнер. И пока так будет — мы будем видеть в магазинах то, что мы видим. Какой вывод? Производственникам нужно менять видение своих процессов, сами процессы. Сегодня именно дизайнер — это самая передовая технология. Не можете себе позволить штат высококлассных дизайнеров? Обращайтесь к ним со сдельными предложениями, отдавайте дизайн мебели на аутсорсе. Если производители мебели не поймут этого сегодня — их продукцию вытеснит с рынка Китай. Вытеснит не дизайном и качеством, а объемом и демпинговой ценой.

Элина Шиндлер: Выработка общей стратегия и концепции развития предметного дизайна будет полезна и для молодых специалистов: им будет понятно, в каком направлении двигаться, у кого получить экспертную оценку. В конечном итоге это облегчит и сотрудничество с производителем, сделает его более эффективным.

Я вообще считаю, что как только наша риторика, наше обсуждение предметного дизайна поменяется с критики на конструктив – дизайнеры станут более уверенными в себе, смогут предлагать более смелые, раскованные идеи.

Ирина Лозовская: Дизайнер должен стать на вершине производственной цепочки! Именно он должен определять: как будет выглядеть наша улица, дом, и предметы в нем. Как будет выглядеть пакет молока, чашка, стул, дверь. Это должен решать не технолог, не маркетолог, не кто-то, наделенный властью, а не вкусом. Это должен решать человек, который специально этому учился, набирался опыта, который мыслит категориями дизайна, образами, пропорциями, гармонией. Дизайнер.

После Второй мировой войны, когда в Германии была разруха, немецкие власти развитие дизайна и создание национальной школы дизайна поставили ключевым пунктом в своей программе государственной политики. И поэтому сегодня мы ездим на немецких машинах, и приводим Германию в пример, когда говорим о качестве в целом.

Нам сейчас нужно хотя бы начать. У нас есть хорошая архитектура, шикарные интерьеры, талантливые люди, которые все это делают. Но когда решает не дизайнер, не архитектор, а кто-то другой — получается то, что получается. Если мы доверим принимать решения о дизайне дизайнерам — мы будем жить в другом мире, в гармоничной среде, и люди будут добрее друг к другу. Мы будем жить в красивом мире, в первую очередь… в уродливом мы уже пожили.

Поэтому сегодня мы анонсируем открытую дискуссию и призываем всех к сотрудничеству. Мы хотим сделать жизнь лучше и красивее, и ждем всех, кто стремится к этой же цели. Приходите, высказывайтесь, делитесь своим мнением и мыслями, критикуйте, если это необходимо.

Если вы хотите поучаствовать в нашем мероприятии — звоните по телефонам салона, оставляйте заявки. Количество мест ограничено, но для всех, кто захочет увидеть обсуждение — будет организована прямая онлайн-трансляция на Facebook в группе dom-expert.by, которая начнется 30 мая в 17-00.

Адрес салона Concetto di casa:

Минск, ул. Немига, 12
тел: +375 29 329-28-10

Беседовал: Дмитрий Малахов