ДомЭксперт

Угол мировоззрения

Минимализм, функциональность, экологичность – три кита, на которых стоит современный скандинавский дизайн в целом и его литовская интерпретация в частности. Есть ли в этой заданной обусловленности место для авторского самовыражения архитектора? Работа литовской студии Prusta доказывает, что есть – и немалое. Нужно – всего лишь! – иметь собственный взгляд, чувство вкуса, знания и опыт для воплощения задуманного. И в уже привычных, казалось бы, стилевых рамках появляется нечто совершенно необычное, способное удивлять.

    Комментарий дизайнеров Эгле Прунскене и Евы Прунскайте

Этот проект не просто отражает современные тенденции в архитектуре и дизайне интерьера, а, я бы сказал, немного заглядывает в будущее. Лаконичность форм и линий не просто отражают некую моду, а служат определенной функции – освобождают внутреннее простран ство изнутри и гармонизируют архитектуру с окружающей средой снаружи».

На одном участке рядом с открытой водой возведен комплекс из двух коттеджей в едином стиле. Каждый из них полностью автономен и выполнен по схожим планам, поэтому для удобства мы сконцентрируем внимание на одном из них. Но прежде – два слова об общей планировочной композиции: несмотря на кажущуюся симметрию, у коттеджей разнонаправленная пространственная геометрия, дома не повторяют друг друга, а как бы дополняют, образуя единый архитектурный ансамбль. Единство композиции придают вторые этажи, синхронно вытянувшиеся над верандами в сторону водоема. Дома выровнены по скошенной линии балкона, что создает эффект гармоничного пространства, в котором удалось сохранить зоны приватности для каждого из коттеджей.

Безусловная «фишка» фасадов – контраст светлого дерева с элементами кровли, «спустившейся» на стены и охватившей дом подобно чешуе. Благодаря этому решению дом предстает как некий единый кокон, лишенный традиционного визуального разделения стен и крыши. Это единство, как мы уже говорили, нарушается с разных сторон плоскостями светлого дерева и обширными площадями остекления со стороны внутреннего двора. Таким образом, дом в достаточной степени сбалансирован как в отношении открытости окружающему пространству, так и в плане контраста цветов и фактур внешней отделки.

Интерьер выполнен в традициях скандинавского минимализма с активным использованием оригинальных дизайнерских решений и предметов. Это означает, что ахроматическая цветовая гамма, четкие линии и пустые поверхности утеплены натуральной фактурой дерева, а авторская концепция направлена на создание открытого свободного пространства с точечными геометрическими акцентами. Возьмем, к примеру, лестницу на второй этаж, которая традиционно отнимает много места и внимания в интерьере. Мало того, что в нашем случае она вписана в достаточно ограниченное пространство, – благодаря своей конструкции и стеклянным перилам она практически растворяется в интерьере. Таким образом, ничто не мешает восприятию, пожалуй, основной доминанты в данном объеме – камина неправильной геометрической формы, «вмурованного» в стену.

Та же супрематическая геометрия повторяется в линиях столешницы кухонного острова, по совместительству – обеденного стола и закрепляется круглым дизайнерским светильником над диваном в гостиной. Такой интерьер ассоциируется с пространством современной галереи искусства, где в качестве основного объекта вполне может восприниматься природный пейзаж в рамках обширных проемов, осуществляющих коммуникацию с окружающей средой. А это уже заявка на собственное оригинальное мировоззрение, создание эстетической среды, где рукотворная урбанизированная эстетика взаимодействует с природной, формируя совершенно особую среду обитания.

Принцип открытости окружающей природе в еще большей степени реализован в хозяйской спальне на втором этаже. Регулирование степени приватности помещения осуществляется с помощью плотных, от пола до потолка, занавесей. А приватность необходима, ведь полноценная ванная комната попросту интегрирована в пространство спальни – смелое решение, основанное на знании образа жизни и предпочтений заказчика. Визуально зона ванной выделена пестрым, но не ярким орнаментом, отлично контрастирующим с белой плоскостью фасада обширного гардероба за спиной кровати.