Именитый украинский дизайнер и архитектор Сергей Махно недавно посетил Минск, выступив в рамках творческого вечера «Украина: взгляд через интерьер». Перед самым выступлением Сергей признался, что несколько дней назад стал лауреатом престижной дизайнерской премии «Red Dot», и согласился ответить журналу Dom—expert.by на несколько вопросов.
Dom-Expert.by: Сергей, добрый день. Помимо дизайнерской практики, вы имеете еще и несколько хобби. Например — ходите по музеям, рисуете и собираете цветочные композиции (вместо традиционных увлечений футболом, рыбалкой и охотой). А ведь еще недавно вы мечтали разрабатывать дизайн автомобилей… Не оставили эту идею?
Полностью — нет, не оставил. Но решил реализовать ее несколько иначе. Мы с командой сейчас работаем над новым универсальным дизайном, который может быть применим к чему угодно, почти без ограничений. То есть — мы берем идею, концепцию и реализовываем ее там, где это необходимо, воплощаем ее с точки зрения эргономики, функциональности, других задач. Идея универсального дизайна будет касаться в т.ч. и покрытий, при помощи которых можно придать объектами (и автомобилям, кстати) некий узнаваемый образ, стиль. В простейшем исполнении это может быть пленка или некая поверхность, custom-дизайн. Основная идея — создавать некий объем, при помощи разных технических решений. Мне сейчас интересно это направление, премию Red Dot я получил как раз за объемную плитку: 3D-панель, изготавливаемую из бетона. Эта плитка станет основой новой коллекции, которая будет полностью посвящена 3D-объемным стенам.
Dom-Expert.by: В свое время вы испытывали восторг, когда перешли от малых граффити к большим, чья площадь измерялась многими квадратными метрами. Имеет ли для вас размер значение сегодня?
Скажу так: когда много пространства, объема — работать приятнее и интереснее, можно реализовать больше. Но, если смотреть глобально, к сожалению или к радости, размер — значения не имеет. Можно создать ресторан «кубиком» 2х3 метра и он будет иметь успех не меньший, чем огромный фитнес-центр на 1700 квадратных метров. Здесь очень важна идея, смысл и контекст, которые мы несем.
Dom-Expert.by: Вся ваша карьера развивалась под аккомпанемент неких инсайтов. Тягу к дизайну интерьеров вы почувствовали, когда разрисовывали компьютерные клубы в конце 90-х. Чуть позже — выиграли конкурс по дизайну мебели и надолго полюбили это направление. А когда вы почувствовали тягу к бизнесу? Ведь, по вашему же утверждению, бизнес и творчество — как брат и сестра?
Тяга к бизнесу была во мне с самого начала — как раз, с тех времен, когда я разрисовывал компьютерные клубы. Она была не первостепенной, но неотъемлемой частью моего творчества. И я считаю это нормой. Плох тот художник, который не продается при жизни. Многие идут в искусство только ради денег или только ради искусства. Но мне кажется, хорошо, когда эти вещи находятся в симбиозе, дают возможность не только творить, но и зарабатывать себе этим на достойную жизнь. Главное, чтобы бизнес не выходил на первое место, не довлел над творчеством.
Dom-Expert.by: Расскажите про «ваби-саби»: почему вас заинтересовало это направление, как переводится название и почему вы сделали этот стиль основным в своей новой квартире?
Переводов названия на самом деле много: есть и более европейская версия, и более азиатская. Но суть примерно одинакова. «Ваби» — старый, потертый, и «саби» — тишина, пустота, спокойствие. Для меня «ваби-саби» — то, что нельзя потрогать, а можно только почувствовать. И меня привлекает старина в этом стиле, дань традициям, сохранению чего-то исконного. Мне это очень близко сейчас, поэтому можно сказать, что это стиль, отвечающий моему теперешнему мироощущению. Хотя мои личные достижения в нем пока довольно скромны. Есть два человека, оказавших на меня огромное влияние: дизайнер-декоратор Аксель Вервордт и дизайнер-архитектор Винсент ван Дуйсен. Вот они — те, кто реально сейчас продвигает «ваби-саби» в мире.
Dom-Expert.by: Вы много путешествуете, побывали более чем в 40 странах мира, и самое неизгладимое впечатление на вас произвела Япония. Настолько, что вы на полном серьезе занялись синтезом японской и украинской культур. А что у них общего?
Больше, чем вы думаете. Украина и Япония в 18-м веке, даже по анализу японских архитекторов — были во многом похожи. Стриха, мазанка, это то, что я использую в своих интерьерах, и это вещи, которые были практически одинаковыми у нас! Это — не мои слова, не только я это увидел. Изучая «ваби-саби», историю культуры японского дизайна/архитектуры в целом, я могу сказать, что многие из этих вещей есть и у нас, они лежат на поверхности. А мы их не видим, или не хотим видеть. У нас шикарная аутентика, материалы, которые были испокон веков: дерево, мазанка, глина, камыш, бутовые камни…
И я бы не сказал, что как-то «эксплуатирую» Японию в своем дизайне. Она меня вдохновляет, да. Но все эти вещи я нахожу в моей стране, в моей Украине, я использую наши национальные традиции. Просто я интегрирую их по-другому. Вот мы когда слушаем музыку, это же не значит, что в каждой новой песне используются другие ноты? Так и здесь. Я пользуюсь этими вещами, не потому, что я подражаю Японии, я это трактую, записываю, пропускаю через себя и выдаю как свой собственный продукт.
Dom-Expert.by: Будет ли в ближайшем будущем наблюдаться разделение городского и загородного дизайна?
Я думаю, они уже сейчас разделены. И эта тенденция будет продолжаться. За городом все будет упрощаться. Несмотря на то, что мы придумываем какие-то технологические вещи, вроде искусственного интеллекта и прочего, у нас все равно сохраняются базовые потребности: жить в «пещере», окружить себя стенами, получить безопасность, уют, комфорт… Мы тянемся к эстетике внутренней духовности, и мне кажется, будущее загородной жизни — за этим. При этом городское жилище будет преследовать (глобально) те же цели, только достигаться они будут иными приемами, методами и средствами.
Dom-Expert.by: Насколько важен пиар для успешного дизайнера и архитектора?
Можно ли не есть мяса? Конечно. Можно ли обходиться без молочных продуктов? Да. А кто-то ест и то, и другое, и третье. Я считаю, что грамотный пиар — необходим. Это средство информирования и коммуникации с обществом. Но при этом он не должен быть на первом месте, не быть самоцелью. Пиар не должен существовать ради пиара. Обо мне часто говорят: «Вот, Махно, слишком распиаренный архитектор!». А мне хочется спросить: «Если вы такие умные — то почему такие бедные?». И если ты крутой архитектор, но не пиаришься — ок, пусть твои работы оценят потомки. Только сделай их.
Dom-Expert.by: Что для вас идеальный загородный дом?
Если закрыть глаза и представить себе такое место, получится некий собирательный образ. Для меня это: дети, любимая жена, лес, вода, дом с абсолютно «природными» формами… Это место, где я счастлив. Остальное — уже детали.
Dom-Expert.by: В чем для вас сильнее проявляется аспект созидания? При работе с некими отдельными, штучными вещами (скажем, очередным светильником из керамики), или когда создаете единый, полностью законченный объект «под ключ» (как «Дом Джека»)?
Я получаю удовольствие от многих процессов, происходящих в моей жизни, сложно отдать каким-то предпочтение… Я горжусь, когда что-то заканчиваю. И всё. Скажем, я уже давно не просчитываю и не черчу фундаменты и перекрытия — удручает ли это меня? Нет. Я считаю, что каждый должен заниматься своей работой, и должна быть правильная команда, которая сможет закрывать те вопросы, которые тебе делать не хочется. Конечный результат труда — всегда на первом месте. А на втором — то, как ты можешь делегировать, коммуницировать, вдохновлять других, чтобы двигался весь процесс.
Dom-Expert.by: Можно ли стать хорошим дизайнером или архитектором, не путешествуя?
По моему мнению — нельзя. Видеть сегодняшний день можно и по картинкам из Интернета. И для информированности — это ок, нормально. Но когда ты сам находишься в каком-то месте — это совершенно другое. Там впитываешь энергию пространства вместе с окружением, с энергетикой находящихся там предметов. Этого нельзя увидеть на картинке, это можно ощутить, только находясь там: дыша, пробуя еду, касаясь предметов, общаясь… Причем общение с людьми — крайне важный момент погружения в атмосферу места, поиска вдохновения. Даже фотографы утверждают, что картинка передает лишь 30% атмосферы места или 30% эмоций запечатленного момента. Оставшиеся 70% — можно почувствовать, лишь находясь там лично.
Dom-Expert.by: Вы не раз говорили о своей мечте, о том, что хотите создать Музей украинской керамики. Расскажете подробнее? В какой стадии воплощения эта идея?
Скорее речь идет о музее современного искусства (contemporary modern museum). Там будет не только керамика, но и живопись, да все, что угодно. Пока музей в стадии концепта, но нужно понимать, что это — глобальная мечта. Я хочу подойти к вопросу основательно. Я был в Японии, в музее раку. Это крохотный музейчик при доме, в нем стоит 40 чашек. Такой музей я и сейчас готов построить. Или чуть более серьезный — скажем, под свою личную коллекцию. Но я хочу другой музей: более масштабный, охватывающий все направления родной культуры, в который приезжали бы люди из разных стран. А это может занять определенное время, годы.
Dom-Expert.by: На ваш взгляд — есть ли в белорусской культуре такие вещи, предметы искусства, которые могли бы стать базой для организации аналогичного музея?
Конечно. Я купил у вас пару книг: по декоративному прикладному искусству и про обереги. Там говорится об очень интересных, самобытных вещах. И еще купил выкладки из соломки, аналоги нашей куклы-мотанки. Мне не просто понравилось — мне все это очень близко. И я считаю, что при определенном акценте, такие вещи смогут привлечь людей, туристов. Ведь это истинно ВАШЕ.
Dom-Expert.by: Что для вас объект мечты? Тот, после завершения которого вы сможете сказать: «Я состоялся, я выполнил свою миссию»?
Боюсь, что пока не знаю точно свою миссию. Думаю, моя работа — это улучшать жизнь людей, дарить им ощущение прекрасного, это то, что мы с командой сейчас делаем. На данном этапе, путь видится мне скорее процессом, чем конкретной точкой. И пока я полностью в этом процессе.
Беседовал: Дмитрий Малахов.
Использованы фотографии с сайтов: mahno.com.ua; styleinsider.com.ua; housesdsgn.blogspot.com.by