Что нам должна садовая скульптура?
Если говорить о белорусском рынке в целом, то при поиске садовой скульптуры для своего ландшафтного объекта вам предстоит, скорее всего, столкнуться с тремя его крайностями.
К первой следует отнести преподносимые как «классические парковые» скульптуры, изображающие чаще всего различных девушек с кувшинами той или иной степени одетости. Кроме сомнительной эстетической ценности подобного творчества, стоит отметить еще и унылое однообразие этих решений. По нашему мнению, лучшее место для подобного творчества – на кладбище, и то, если вы не очень хорошо относились к покойному.
Ну и третий вариант садовой скульптуры у нас достаточно обширно представлен деревянными резными изделиями, у которых, по нашему мнению, есть два ярко выраженных минуса: крайне непродолжительный срок службы и необъяснимый уклон в стилистику «кантри» с бесконечными медвежатами, лешими и бабами-ягами. Нам известны лишь несколько белорусских ремесленников, использующих дерево для создания таких произведений искусства, которые можно легко применять в садах самых различных стилей.
Но прежде чем рассказать о том, каковы варианты садовой скульптуры и где вам стоит поискать их для украшения своего ландшафтного проекта, отметим, что должна «уметь» садовая скульптура.
Ключевым отличием садовой скульптуры от парковой, кроме, естественно, габаритов, является заложенная автором некая утилитарность – то есть практическая польза. В жизни это может означать, что заказываемая вами скульптура позволит, например, скрыть крышку люка, неудачно расположенного прямо по центру основной лужайки, или послужит нетрадиционной лежанкой для вашего отдыха.
Еще одной важной составляющей садовой скульптуры, которую отмечают многие дизайнеры, является ее «готовность» к активному физическому взаимодействию с внешним наблюдателем. Это позиция не столько относится к прочности изделия, хотя очевидно с ней связана, сколько к привлекательности и продуманности образа для тактильного с ним общения. Не так уж важно, станет ли скульптура «лазалкой» для ваших детей или вы будете натирать какую-то ее часть до блеска, ожидая удачи в очередных делах. Главное, чтобы с этим творением хотелось взаимодействовать.
Ну и, наконец, скульптура в саду должна быть исходно гармоничной, как на уровне использования природных материалов – камень, дерево, металл, – так и в виде слияния с основными стихиями, когда наше рукотворное искусство служит еще и своеобразным домом для огня, воды, земли или воздуха.
Итак, мы с вами выяснили, что садовая скульптура, во-первых, должна быть в принципе, а во-вторых, обязана быть прочной, полезной, гармоничной с природой и вызывающей желание прикоснуться.
Чего она не должна – так это быть дешевой, если мы, конечно, не говорим о массовых штамповках. Даже на самое простое произведение ремесленник тратит несколько месяцев работы, требующей достаточно высокой квалификации в целом, поэтому вы сами в силах посчитать, сколько должно стоить авторское уникальное произведение.
А теперь обратимся к наиболее достойным и, вместе с тем, доступным решениям, представленным на нашем рынке.
Делаем дерево из бетона
Как мы уже писали выше, одним из важных свойств уличной скульптуры является ее прочность. Конечно, идеальным решением могла бы стать скульптурная композиция из мрамора или иного привычного для профессионалов камня, но такое творчество требует от скульптора высочайшей квалификации, а от заказчика – достаточной состоятельности.
При этом гарантированную прочность на десятилетия способен обеспечить такой, казалось бы, привычный строительный материал, как бетон. Сегодня существует много различных его сортов и специальных добавок, изменяющих прочность, морозостойкость и пластичность и дающих тем самым широчайшую возможность для творчества ремесленников в этом направлении.
Профессиональный ландшафтный дизайнер способен дополнить такую садовую скульптуру решениями на основе различных современных технологий работы с камнем, например, таких, как «бетонная ткань» или «каменный ковер», создавая тем самым достойное обрамление или повторяя мотивы выбранного вами арт-объекта.
В такой технике работает гродненский мастер Сергей Жильский, создающий уникальные произведения из бетона. В его творчестве вы можете найти самые разные образцы – от маленьких садовых скульптур до целых беседок. Одно из последних произведений этого таланта – бетонное дерево, маскирующее неудачно расположенный по границе участка столб-опору электропередач. Фактура этого бетонного дерева даже при близком рассмотрении практически неотличима от настоящего, а инженерные навыки позволили автору разместить в этой бетонной скульптуре подсветку и скрытое видеонаблюдение, добавляя тем самым объекту уже упомянутой нами практической пользы.
Не бронзой единой жив человек
Многим известно потрясающее творчество американского «проволочного» скульптора Robin Wight, металлические уличные скульпторы которого завораживают своим изяществом и лаконичностью. Но мало кто знает, что недалеко от Сморгони проживает ремесленник Сергей Бондаренко (полный тезка знаменитого минского скульптора), который работает с деревом и металлом в оригинальной технике электродного наплавления. Ему под силу создать для вас образ по подобию, но и его личные работы заслуживают не меньшего внимания.
Ближе к природе
Если же автор использует жесткий металлический каркас, то вы в состоянии сами подновлять с годами разрушающиеся ивовые пруты, поддерживая жизнь вашей скульптуры.
Наш совет: не делайте из своих ландшафтов гольф-поля с безликими газонами и туями по периметру – если уж вы не в силах заставить себя разработать с профессионалами цельный ландшафтный дизайн, возьмите к себе в сад хотя бы маленький кусочек настоящего творчества – садовую скульптуру – и живите с удовольствием.
Сергей Панфилов, редактор портала landscape.by