Борис Трохин специализируется на необычных интерьерных предметах — используя старые запчасти, инструменты и детали, он создает произведения на стыке винтажа, брутализма и стимпанка. И пускай его поделки впишутся далеко не в каждый интерьер, на такой стиль тоже существует спрос — динамика роста заказов это подтверждает. При этом работать руками наш герой стал недавно — пару лет назад, а до этого занимался бизнесом. О том, почему он оставил «нормальное» дело ради «гаражного» творчества, Борис рассказал в интервью нашему интернет-журналу.
Лихие 90-е, учеба и Шнур на кассетнике
Тягу к технике обнаружил еще в подростковом возрасте. Ярче всего она проявилась в увлечении custom-мотоциклами — пробовали с ребятами разные варианты, собирали «железных коней», настраивали и гоняли по дворам… Отчасти эта страсть повлияла и на дальнейшую карьеру. Хоть я всегда думал, что поступлю в «Нархоз» на экономический, когда пришла пора делать выбор — оценил шансы трезво. Выбрал БГУИР.
Про студенческие годы рассказывать много не стану, скажу лишь, что в это время стал чуть больше увлекаться музыкой, в частности — творчеством Сергея Шнурова. Заслушивался его кассетами еще с конца 90-х, когда он не был так известен, и точно могу сказать, что подсадил на него половину своей ВУЗ-овской группы. Пожалуй, частичка «бунтарства» перешла мне от этого исполнителя, или нашла отклик внутри… И все же после университета я выбрал «классический» вариант развития карьеры.
По распределению несколько лет работал на родной земле, в Молодечно. Некоторое время спустя стал директором на одном предприятии, а позже — организовал и свое дело. Параллельно — занимался еще несколькими бизнес-направлениями, пробовал себя в разных сферах. Но в какой-то момент надоела эта гонка по кругу, заигрывания с государством, способным в любой момент издать новый закон — и «наша песня хороша, начинай сначала». Пару лет назад принял решение — и избавился от большинства активов, оставив лишь небольшую часть для финансовой поддержки. Сегодня курирую несколько проектов с недвижимостью, это не требует больших временных затрат.
Хобби
Интерес к «самоделкам» у меня был всегда, но время заняться этим всерьез появилось недавно, когда по-новому расставил жизненные приоритеты. Первые предметы делал сугубо для себя, параллельно со строительством дома. Постепенно втянулся. Когда достроил гараж-мастерскую, работать стало намного легче. Забрезжила идея объединить все мои существующие и будущие «самоделки» под одним брендом. Так появился слоган Molotov Inside.
Вообще, история нейминга довольно заурядна. Во-первых, Молотов — мой никнейм со студенческих времен. Вторая аналогия — известный каждому «коктейль Молотова». То есть — простая вещь, которая в определенный момент может «зажечь». Согласитесь, бутылка — действительно простая вещь, состоящая всего из одной «детали». Которая, к тому же, отслужила свое. А в коктейле Молотова она как бы обретает вторую жизнь, другое предназначение. И такой вот «коктейль» должен быть внутри каждого из нас — «inside». Эту философию я сделал основой для всей линейки своих изделий.
Ресурсы
Я люблю старые вещи, вещи с историей. В них есть энергетика. Но найти их непросто… Вообще я такой старьёвщик-барахольщик. Всевозможные свалки, пункты приема металла, блошиные рынки для меня — лучший шопинг. Это уже как наркотик. Когда в горе мусора находишь «золото» — получаешь сумасшедший кайф. А как интересно «сканировать» эту вещь! Ведь каждая выщерблина и потертость появились на ней не просто так. Это годы чьей-то жизни, чьи-то усилия… Я бы сказал, что старые вещи — это книги, которые еще нужно суметь прочесть.
Расскажу одну историю. Будучи как-то в Вильнюсе с группой приятелей, посетили местную «барахолку». Времени было мало, всё бегом-бегом. И вот проносясь вдоль ряда к выходу, я краем глаза заметил в каком-то ящике рубанок. Остановился, подошел рассмотреть поближе. И, среди кучи всякого хлама, насчитал 11 потрепанных жизнью зензубелей и калёвок. Так и забрал их — в ящике из-под бананов…
Группа ждала минут 15 — я же еще и торговался. И вот, возвращаюсь с ящиком наперевес к ребятам. А они уже шушукаются, нервничают…
— Что тащишь? — зло спрашивают.
— Котят! Человек сказал: либо покупай, либо утоплю! — ответил я, не моргнув глазом.
Вы бы видели, с какой скоростью девчонки ринулись заглядывать в коробку! Вот с тех пор я рубанки «котятами» и называю…
И по сей день, мой основной критерий поиска — старинный инструмент, детали и механизмы оборудования. И главное — чтобы это все было именно в «сыром» виде, недооцененным. «По дешачку», как у нас говорят. Ведь купить в интернете, по реальной стоимости, сегодня можно всё что угодно. А вот «вынюхать», «раскопать» — это совсем иной процесс.
Сварено «божьей искрой»
Секретной методики поиска вдохновения у меня нет. Не черчу эскизы, не прохожу стадии «взросления» вещи от набросков до готовой схемы. Просто смотрю на имеющееся «сырьё» — и в какой-то момент, на основании всего одной детали, у меня рождается образ. Начинаю его прорабатывать, «обвязывать» другими деталями — и на выходе получается готовое изделие.
Предметы интерьера изготавливаю в нарочито винтажо-брутальном стиле. Люблю фильмы с брутальным содержанием, в жанре пост-апокалипсиса, вроде «Безумного Макса». Это оказывает влияние и на производство некоторых антуражных вещей — часть «статуэток» или автомат для зомби-апокалипсиса появились именно так.
Как мастеровой, ориентируюсь на американца Джимми Диреста (Jimmy DiResta) — его ролики реально вдохновляют, мне близко его творчество. При этом все равно стараюсь выдерживать свой стиль. Есть у меня предметы интерьера с функционалом (например, часы или лампы), есть — просто «для красоты».
Хотя большая часть изделий создана из металла, к самому материалу я жестко не привязан. Имеет значение скорее натуральность материалов, их история. Принципиально важно, чтобы это была переработка чего-то старого на новый лад. Переработка вещей, которые уже отслужили свое, и сейчас гниют или ржавеют, покрываются пылью. Мне важно не просто сделать дизайнерскую вещь, а дать вторую жизнь деталям, из которых она будет создана. Например, этот вот подшипник с деревянными бобышками – очень старая вещь с древнего типографского станка. Я ее просто очистил от ржавчины и установил на подставку, даже не стал разбирать.
Или вот тумбочка – белорусский «лофт» из белорусской же фанеры. Надписи я тоже оставил специально, для аутентичности.
Слоган «Скули, но делай» появился в момент выполнения одной монотонной работы при стройке дома. Когда меня эта работа основательно «достала» — я нацарапал фразу на листе металла, а дочь меня сфотографировала… Позже эта фотография пошла гулять по Интернету, у меня одни ребята даже попросили ее для печати на майках. А фото с девушкой — это уже небольшое развитие темы… Конкретного смысла я в это не вкладывал, каждый может увидеть здесь что-то свое.
Последняя работа — копия стола «AVIATOR VALKYRIE DESK» дизайнера Тимоти Оултона (Timothy Oulton). Я ее сделал по фотографии из интернета, для конкретного заказчика. Этот стол стал своеобразным «испытанием», ничего подобного я раньше не делал. Потому и решения некоторые применял по наитию. Скажем, подложка поверх деревянного каркаса — тканевая, чтобы можно было чуть-чуть «утопить» заклепки-саморезы. Не знаю, какие методы использовали в оригинале, но у меня, вроде бы, тоже получилось. Правда, времени на этот стол ушло прилично: заканчивал я его вообще в течение нескольких суток, практически без сна.
Планы
Если найденные детали я сразу пускаю под проекты, то с инструментом пока ничего не делаю. Просто собираю. Лежит это всё и ждет, когда я постарею, помудрею, когда мысли станут чётче, а движения — степенней. Тогда я их разберу, приведу в порядок, наведу лоск, не стирая патины истории… И открою музей инструмента. Впрочем, это планы на почтенный возраст. Всему своё время.
На данный момент у меня «фирменный» аккаунт в Instagram и группа Вконтакте. В этом году стал активнее продвигать свою продукцию: в качестве экспонента поучаствовал в выставке Recast Moto Fest, а недавно — и в биеннале «Ліхтарт-2017» Белорусского Союза Дизайнеров. Постепенно начинают признавать, заказов становится больше. Сейчас подумываю, как перевести свое хобби в основной вид деятельности. Мне бы этого хотелось. В качестве первого шага планирую наладить производство серий отдельных предметов, чтобы вывозить на выставку «скопом». Пока остановился на идее расширить коллекцию насекомых и ламп.
Вместо заключения
Мой девиз: «Делай так, чтобы было интересно и тебе и окружающим». Радует, когда люди реагируют на мои вещи. На том же Recast Moto Fest с искренним восторгом подходили люди разных возрастных групп, буквально — от мала до велика. Разглядывали мои поделки, крутили-вертели, спрашивали: «А что это, из чего это?». А потом — жали руку, и говорили, что я молодец… Это очень вдохновляет. У меня прямо второе дыхание открылось от понимания, что это интересно кому-то, помимо меня.
Так что главная моя миссия сейчас — «прокачаться» творчески. А деньги… Они нужны лишь для того, чтобы заниматься тем, что нравится, в любое время, и чтобы никому не приходилось объяснять — зачем ты вообще это делаешь.
Беседовал: Дмитрий Малахов