Кто из нас хотя бы однажды не мечтал о собственном острове? Клочке суши, затерянном где-то посреди теплого океана, – личной территории беззаботности, свободы и вечного лета. И дом там должен быть с открытыми окнами и развевающимися от легкого бриза легкими шторами. Но острова бывают разные, и дома на них тоже не похожи друг на друга…
На Пасху 2005 года мой муж Марис и я отправились в однодневную поездку на побережье Курземе без особой цели. Возле Калтене мы заметили что-то странное в море – каменный остров с руинами здания невдалеке от берега. На заброшенном монументальном одноэтажном здании из красного кирпича большими белыми буквами было написано «Продается» и номер мобильного телефона. И хотя я все еще оглядывалась, Марис уже набирал указанный номер, а через несколько недель странное место уже было нашим.
В планах бывшего владельца было возведение на острове пятиэтажного отеля и, конечно же, снос остатков насосной станции.
Мы же сразу поняли, что великолепие данного объекта как раз в том, что это памятник промышленной архитектуры советской эпохи. И если приложить усилия, получится отличный дом. Во время реконструкции нас поддерживали мечты о том, как мы будем жить на этом острове в море, между небом и землей, окруженные детьми и друзьями, наслаждаясь солнцем или страшась бури. Мы представляли себе, как станем гулять вдоль каменистых пляжей, наблюдать за птицами, рыбачить или плавать под парусом…
И все наши фантазии воплотились в реальность!
Планировку и расположение мебели продиктовали четкая архитектура и простота горизонтальных линий пейзажа – только море, небо и берега.
В 80-х годах ХХ века в латышском местечке Калтене начали реализовывать очень амбициозный проект –большую ферму по разведению лосося. Для содержания рыбы нужно регулярно наполнять пруды на материке соленой водой. Прямо в море, на расстоянии 230 метров от берега, насыпали искусственный остров. На нем построили насосную станцию, которая и должна была обеспечить закачку воды. Была проделана поистине титаническая работа и потрачены огромные деньги, но первый пуск показал, что из-за ошибки в проектировании функционировать станция не может. Другое применение зданию не нашли, и оно медленно разрушалось до тех пор, пока весной 2005 года его случайно не обнаружили, пожалуй, самые титулованные архитекторы Латвии – Зайга и Марис Гайле. Их огромный опыт по восстановлению старинных домов и перепрофилированию промышленных зданий позволил оценить очарование и перспективы покинутого строения.
На реконструкционные работы было потрачено три года. Архитекторы очень бережно отнеслись к восстановлению объекта, воспринимая его как памятник советской индустриальной эпохи, и стараясь сохранить внешний вид и острова, и самого здания практически без изменений. Размеры его остались прежними. Стены лишь утеплили и нарядили в новую необычную обшивку – специальные металлические панели corten steel. Их химический состав таков, что в течение месяца идет окисление поверхности – образовывается слой ржавчины, который консервирует и сохраняет металл. Новый рыжий корпус своей цветовой гаммой напоминает изначальные стены, сложенные из красного кирпича, так что для жителей побережья панорама выглядит привычно.
А вот со стороны моря изменений достаточно. У хозяев есть собственная яхта, и специально для нее построили гавань и причал.
А прямо перед домом появился новый и очень яркий объект, который очертаниями больше всего напоминает… рубку подводной лодки! Его обшивка из нержавеющей стали сияет на солнце и просто приковывает к себе внимание пассажиров проплывающих мимо кораблей. В этом двухэтажном здании размещается баня. И из джакузи у обзорного окна открывается поистине фантастический вид на море. У необычного строения есть даже собственное имя – Наутилиус.
Любоваться морским пейзажем теперь можно и из дома – бывший глухой фасад обрел окна. Они расположены симметрично оконным проемам на противоположной стене и имеют одинаковые с ними размеры. Благодаря этому здание буквально обрело прозрачность. Находясь снаружи у одного из окон, можно видеть не только происходящее внутри помещения, но и то, что творится с другой стороны здания. Средние окна одновременно служат и входными дверями.
Внутренняя планировка привлекает той самой простотой, которая гениальна. В распоряжении архитекторов оказалось здание Г-образной формы. Меньшее крыло отвели под гараж на две машины и квартиру смотрителя. А оставшийся прямоугольник 10х40 метров разделили на три неравные части. Самую большую площадь в центре занимает общий зал. Лишенное горизонтальных перекрытий просторное помещение завораживает своим внушительным объемом и обилием света. В нем четкое зонирование: кухня, столовая и «юрта» – именно так прозвали хозяева пространство у камина. Островерхий колпак дымохода и иранский ковер на полу породили эту неожиданную ассоциацию. Раздвижные двери за высоким книжным стеллажом ведут на детскую половину, где разместились четыре двухэтажных квартирки, каждая с отдельной ванной. Принцип устройства всех апартаментов одинаков – гостиная с диваном и рабочим столом на первом уровне, спальня с примыкающим к ней санузлом – на втором. Такую же структуру имеет и родительская территория, расположенная сразу за кухней.
Решение интерьера этого дома: переплетение двух тем – индустриальной и морской – было подсказано его историей и месторасположением. В память о промышленном прошлом здания остались массивные направляющие рельсы под потолком. При этом с них не стали счищать ржавчину и остатки краски – конструкции лишь вымыли и обработали мебельным воском. Стены зашпатлевали, что вовсе не скрыло шероховатостей кирпичной кладки. Обилие же дорогого вишневого дерева и круглые окошки-иллюминаторы во внутренних дверях напоминают убранство яхт. Еще более шикарный вид обстановке придают дизайнерские светильники и мебель.
Архитектура и дизайн Зайги Гайле
Текст Софии Суденковой
Фото Раймондаса Урбакавичюса