Когда семейная пара из Клайпеды познакомилась с архитекторами Гинтаутасом Наткявичюсом и Римасом Адомайтисом, у них уже было 10 гектаров земли в литовской глубинке и стремление перебраться в свой дом.
В интерьере минимум мебели и декора. Не детали делают погоду в доме, а организация пространства, пропорции, сочетания цветов и материалов. Кстати, о цвете и материалах, В этом интерьере погоду делает открытый бетон – после строительства его лишь обмыли и пропитали импрегнантами, чтобы не пылил. Даже полы в «нижнем» корпусе выложены керамической плиткой под шлифованный бетон, которую, к слову, пришлось долго искать. Из специального термоустойчивого бетона сделан огромный камин-очаг в гостиной. Казалось бы, о каком уюте может идти речь в подобной бетонной коробке? Тем не менее и хозяева, и их гости чувствуют себя здесь комфортно и раскованно.
На чем он держится?
Отлитые из железобетона стены с прочно стоящего на земле «нижнего» корпуса почти со сплошным остеклением опираются на свайный фундамент, выбранный из-за характерных для Литвы суглинистых грунтов, предрасположенных к вспучиванию и оползанию. Сверху сделана железобетонная рама с прослойкой из пенопласта шириной 40 см, а высота может колебаться, компенсируя небольшие неровности рельефа. Это так называемый ростверк, объединяющий головные участки свай и служащий опорой для металлических двутавровых колонн, стен из монолитного железобетона и стеклянных панелей, то есть всех элементов монолитно-железобетонно-металлического каркаса.
«Нижний» корпус конструктивно связан с «верхним» врезающейся в него железобетонной стеной. Однако никакой роли в решении главной проблемы это не играет. Чтобы поднять 15-метровую часть «верхнего» корпуса на высоту 2,4 м, примерно одну треть его объема оставили на земле, оперев на плиту из монолитного железобетона, заглубленную в грунт на 1,2 м. Столь надежное основание понадобилось, чтобы не допустить проседания здания на участке, принимающим на себя основную нагрузку. На плите возвели стены из монолитного железобетона на металлическом каркасе. Из них «вырастают» две большие, мощно армированные железобетонные консольные балки толщиной около 50 см и длиной 15 м. Они-то и держат поднятую в воздух часть корпуса. На железобетонных «рогах» поставили каркас из двутавровых металлических колонн. Перекрытие выполнили из монолитного железобетона. Стены сложили из легких пенобетонных блоков, чтобы минимизировать нагрузку на консоль.
И все же нагрузка с учетом собственной массы консоли оказалась огромной. Это потребовало очень серьезных расчетов, с которыми конструкторы справились блестяще. Поскольку схема консольной конструкции напоминает качели и очень важно соблюсти условия равновесия ее свободной части, специалисты, несмотря на заложенный в проект «запас прочности», все-таки решили не устанавливать там огромную джакузи или монтировать бассейн. Кстати, они заранее предупреждали, что по прошествии некоторого времени конец консоли под воздействием большой нагрузки немного прогнется и уйдет вниз. Действительно, сейчас он опустился примерно на 5 см. Но никакими серьезными последствиями это не грозит.
Строительство решили развернуть возле крутого склона, под которым течет река. Однако предлагаемые усадебные варианты не вписывались в масштабы огромного ровного поля: традиционное строение в таком окружении потерялось бы. Идея начала вырисовываться, когда в воображении возник образ гигантского костра, разгорающегося на вершине склона.
При его создании основная роль отводилась игре с формами: два вытянутых в длину прямоугольных объема расположили под углом 25°друг к другу, причем один из них «вздернули» вверх на высоту около 2,4 м. Из этих «поленьев» и сложили «костер». Для большей достоверности фасады обшили обрезными досками с необработанной поверхностью. Дерево ничем не защищали. Наоборот, с нетерпением ждали, когда оно потемнеет. Эффект получился потрясающий: черные пятна чередуются с сединой, а в местах, где выступает смола, появились красноватые оттенки. «Костер» разгорается вечером, когда с наступлением темноты в доме включают освещение. Свет, струящийся сквозь окна и стеклянные стены, воспринимается как раскаленные угли и на поленьях.
Неординарные «взаимоотношения» двух объемов придают облику жилища динамизм. В пространстве они сориентированы так, что кopпуc, полностью стоящий на земле, обращен к долине реки, второй, частично приподнятый, заслоняет его от монотонной равнины. Внушительные размеры строения делают его сомасштабным природному окружению. К тому же авторы учитывали, что хозяин, в недавнем прошлом член сборной Литвы но гандболу и в прямом смысле слова крупный человек, нуждается в жилище соответствующих габаритов.
Простым, аскетичным формам дома соответствует просторный, наполненный светом и воздухом интерьер. Главное действующее лицо в нем – окружающая природа, которая проникает через огромные витринные окна. В каждой зоне она открывается в разных ракурсах. Интересно в этом смысле решение кухни. Ее рабочий фронт обустроен возле бетонной перегородки, отделяющей холл от гостиной. В бетоне вырезано длинное окошко, сквозь которое из кухни можно видеть прихожую и далее, через стеклянные двери, въездную дорогу и поле. Условной границей между кухней и гостиной служит барная стойка, изготовленная на заказ по авторским эскизам.
В «верхний» корпус ведет лестница со сплошным ограждением, сделанным из двух листов нержавеющей стали толщиной 2 см. Поскольку каждый «листочек» весит чуть ли не тонну, при установке пришлось использовать кран. Но получилось очень интересно. Лестница выводит в длинный (8 м) коридор с низким ленточным окном, свет из которого падает только на пол. Кстати, во всех помещениях «верхнего» корпуса пол выстлан клееной доской с поверхностным слоем из дуба. В результате высокотемпературной обработки она приобрела насыщенный коричневый цвет и повышенную влагостойкость. По левую сторону коридора расположены две детские и санузлы. Торец поднятой над землей части «верхнего» корпуса занимает хозяйская спальня. Благодаря двум стеклянным стенам она как бы растворяется в природном окружении. Панорамный вид на долину меняется в зависимости от погоды, времени суток, сезона, делая интерьер динамичным и живым.
Архитектора и дизайн Гинтаутаса Наткявичюса и Римаса Адомайтиса
Текст Стаса Ивинского
Фото Раймондаса Урбакявичуса