Привычная нам традиция русского дизайна и домостроения не дает выйти за узкие рамки стереотипа: функциональный минимализм – удел бюджетного проекта, и подходит он бытовым прагматикам, ищущим в каждом квадратном метре жилплощади пользу, а в каждой детали – предназначение. Если же речь заходит о больших материальных вложениях в недвижимость, на ум, как правило, приходят классические усадьбы с винтажной отделкой, до отказа наполненные антикварной мебелью. Именно такие интерьеры чаще всего одаривают эпитетами «аристократичный», «изысканный», «элитный». Этот дом в Вильнюсе – пример организации жизни другого стиля. Рациональный подход здесь сочетается с особой эстетикой. Это настоящая аристократическая усадьба, только не архаичная и костная, а полностью отвечающая духу времени.
Комментарий архитектора Альфредаса Тримониса:
Самое интересное и ценное для меня в этом проекте – единство экстерьера и внутреннего дизайна, которого удалось достичь благодаря четкому подбору материалов, вниманию к форме и общему стилю. Помогло добиться идеального результата то, что работа велась без вмешательства заказчиков, полностью доверивших мне проект. Таков в целом мой принцип работы. Люди, которые обращаются ко мне, знают это и готовы к моему доминированию во благо результата. Еще одно мое убеждение, которое отразилось в полной мере и в этом доме: в реализации проекта нужно использовать только самое лучшее – материалы, мебель, аксессуары и фурнитуру.
Для воплощения в реальность мечты о собственном эксклюзивном доме теперешний хозяин не жалел ни сил, ни средств. Для начала купил участок в элитном районе Вильнюса – прямо в зеленой зоне. Сложно поверить, что находится он не в глухом лесу, а в центре столицы. Вторая задача – найти автора, достойного амбициозной задачи. Архитектор литовского происхождения Альфредас Тримонис уже 20 лет живет в Гамбурге, но по приглашению заказчика вернулся работать над созданием проекта на родину. Обращаясь к такому мастеру, как Альфредас, нужно быть готовым пойти на риск – никакого вмешательства в работу над проектом автор не приемлет, трепетно оберегая собственную свободу творчества, – и хорошенько раскошелиться – архитектор использует только лучшие материалы и воплощает в жизнь самые смелые конструкции, чего бы это ни стоило.
Белый остров конструктивизма среди леса возвели на удивление быстро: год понадобился автору для работы с чертежами, эскизами и расчетами, и еще два – для того, чтобы воплотить все нестандартные решения в жизнь.
Вентилируемый фасад дома облицован белым стеклом. Во-первых, это невероятно красиво: на фоне леса такой дом выглядит как ледяной замок, а контраст природы и подчеркнуто современного строения делает впечатление от сложной конструкции дома еще более сильным. Во-вторых, это едва ли не самый практичный материал: со временем он не теряет ни цвета, ни формы, ни своих свойств. Дважды в год хозяева моют дом так же, как машину: убирают осевшую пыль – и строение будто только что сдано в эксплуатацию.
Внутренне убранство полностью соответствует экстерьеру. Основой дизайна стало сочетание качественных материалов отделки, мебели производства известных брендов и авторских находок архитектора. Сырье здесь, что называется, премиум-класса: камень большого формата, заменивший стандартный кафель, тонированное и прозрачное стекло, дерево ценных пород. Полы в большинстве помещений выложены белым дубом, мебель и стены отделаны излюбленным материалом архитектора – экзотическим палисандром. Эта древесина очень дорогая, но по фактуре и колоритному рисунку ей нет равных.
Внутренние помещения дома в 700 м2 спроектированы для максимального удобства хозяев. Первый этаж традиционно общественный. Здесь нет загромождающих перегородок, все зоны – и столовая, и гостиная, и кухня – отделены друг от друга условно. Второй уровень приватный. На нем – кабинет хозяина и спальня супругов. У дочери в доме фактически отдельная квартира: собственная комната для работы и приема гостей, спальня, гардероб и большая ванная.
По мелочам ни хозяева дома, ни архитектор, не разменивались: семья любит подводный мир – в доме появился огромный, заменяющий стену аквариум, наполненный множеством видов рыб, растений и кораллов. Специальное оборудование, обеспечивающее автоматическую очистку аквариума и его полноценное функционирование, занимает целую комнату в подвале. То же и с камином: его сделали газовым, что позволило использовать конструкцию из жаропрочного стекла. Маленькие цветные камешки для наполнения стеклянной основы «печи» специально привезли из Германии.
Обустройство территории вокруг дома достойно отдельной статьи, настолько детально все продумано. Проектированием освещения, дорожек, террас и концепцией в целом занимался сам Альфредас, а зеленые насаждения он отдал в руки профессионала – ландшафтного дизайнера из Германии Удо Дагенбаха. Участок напоминает, скорее, ботанический сад, нежели частное подворье. Вокруг дома создали целую систему искусственных водоемов и ручьев. А для того чтобы не приходилось возиться со сливом и заменой воды, архитектор спроектировал круговую систему фильтрации. Зимой домашние пруды не замерзают: за это отвечает система подогрева воды. Материал для дорожек, в некоторых местах выполняющих и функцию мостиков, старались подобрать максимально подходящим по цвету и стилю, важным критерием была практичность. Идеальным оказался светлый мрамор.