Можно ли совместить в единое целое зелёный газон и парковку для автомобиля? На первый взгляд это две абсолютно противоположные стихии. В одной красуется живая нежная трава, а в другой господствует грубый асфальт, бетон и брусчатка. Но экопарковка способна изменить представления о принципах обустройства придомовых территорий.
Основные элементы экопарковки
Грунт для зелени живого газона здесь армирован ячейками жёсткой решётки, которая и принимает на себя массу тяжёлых машин. Решётка защищает траву от раздавливающих нагрузок и удерживает грунт от расползания в стороны.
Выбор по материалу изготовления
Решётки делают из бетона и пластика. Если главным критерием выбора является цена, то пластиковые модели здесь выглядят намного предпочтительней. Бетонные решётчатые элементы размером 40 на 60 см стоят не менее 250 рублей. Цены же на пластиковые изделия начинаются от 100 рублей, кроме того, они удобней в транспортировке и в монтаже. Это обусловлено их малым весом. Модуль из бетона весит около 25 кг, а пластиковый только 1,5-2 кг. Пластик без проблем выдерживает вес легкового автомобиля, но если парковка сооружается для стоянки тяжёлых внедорожников или грузовых машин, то тут, безусловно, следует потратиться и приобрести бетонные решётки.
Газон
Обычная газонная трава здесь не подойдёт по двум основным причинам:
- Решётка надёжно защищает корневую систему и часть побега, но под тяжестью автомобиля определённая степень замятия всё же происходит, обычный газон быстро придёт в непригодность.
- Традиционно используемая газонная трава плохо переносит длительное пребывание в условиях затенённости под машиной.
Для парковочного газона идеально подойдут несколько видов овсянницы и многолетнего райтраса. Правда, райтрас может не пережить продолжительной суровой зимы. Смеси семян этих растений продаются в виде наборов, предназначенных специально для экопарковок. Стоимость смеси составляет около 200 рублей за кг.
Установка
Решётки укладываются только на специально подготовленную поверхность. Подготавливаемая поверхность должна состоять из следующих слоёв:
- Выровненное грунтовое основание;
- Гравий;
- Песок;
- Геотекстиль;
- Выравнивающий плодородный слой.
Слои гравия и песка служат для уплотнения основания и для дренажа. Геотекстиль не даст смешиваться песчано-гравийным слоям со слоем почвы. Корни газонной травы, проникая сквозь решётку, будут врастать в выравнивающий плодородный слой. Таким образом улучшиться сцепление ячеистой поверхности с основанием.
Далее следует монтаж решёток. Ячейки примерно наполовину наполняют почвой. Следующим этапом производится посев семян. Сверху семена покрывают ещё одним слоем почвы, после чего производится полив.
Совокупная толщина подготовки зависит от планируемых эксплуатационных нагрузок. Для тяжёлой техники необходимо 30-45 см слоя. Для парковки легковых автомобилей толщина слоя колеблется в пределах 25-30см. Под газонные решётки, предназначенные не для стоянки, а для обустройства въездных зон будет достаточно 20-25 см.
Общая выложенная плоскость экопарковки должна иметь небольшой уклон для отвода лишней воды.
Обустраивая подобную парковку, следует помнить, что произведение разворотов и поворотов колёс способно нарушить целостность пластиковой конструкции. Здесь рекомендуется делать только прямой проезд, заезд и выезд.
Ячеистая структура поверхности больше заметна при использовании бетонных моделей. Парковки с пластиковыми элементами внешне мало чем отличаются от обычных газонов.
Если взять во внимание, что во многих парковых зонах до сих пор встречаются таблички с надписью «по газонам не ходить!», то автомобильные стоянки, покрытые живой зелёной травой выглядят не совсем привычно. Зелёная экопарковка может украсить любую придомовую площадку.
Может и на территории вашего двора найдётся место для такого украшения?