ДомЭксперт

Дом с призраком


Попытки убежать от городской суеты в последнее время стали своеобразным трендом. Однако в большинстве случаев стремление «воспитывать детей в собственном доме на лоне природы» заканчивается строительством коттеджа в густо застроенном дачном поселке в пределах десятка километров от столицы.

Другое дело – поселиться в таком особняке в лесной чаще, к которому практически невозможно найти дорогу. А он еще и окутан тайной! Поговаривают, что в постройке 30-х годов ХХ века после войны поселилось привидение. Однако ни удаленность от цивилизации, ни будоражащие рассказы о призраках, ни необходимость капитального ремонта не смутили молодую рижскую семью. Уставшие от городской суеты, они решили, что именно этот дом, укрытый от посторонних взоров, станет их семейным гнездышком.

Комментарий архитектора Зайге Гайле:
Мой метод можно охарактеризовать тремя словами с приставной «ре-»: реабилитация, реконструкция, ревитализация. Вначале идет скрупулезное изучение исторического объекта. Даже доведенный до последней степени деградации, он хранит невероятно много прекрасного. Затем следует синтез осознанного исторического с современной функцией. Чем больше понимаем об объекте, тем увереннее можем балансировать между его сохранением-восстановлением и внесением элементов современной архитектуры и дизайна.

Реставрацию «Глазкуниса» (так поэтично называется усадьба, в переводе с латышског – «тарелка») доверили не кому-нибудь, а специалисту по реконструкции и одному из известнейших архитекторов Латвии Зайге Гайле. Его творческий принцип – сохранить как можно больше от исторического здания, но и от современных удобств не отказываться. Только оснастив старую постройку всеми коммуникациями и применяя в реконструкции современные методы, можно вдохнуть в строение не просто новую, но по-настоящему продолжительную жизнь.

Изначальная планировка «Глазкуниса» полностью соответствовала времени его возведения: в лабиринтах комнатушек и коридоров несложно было заблудиться. Хозяева в таком доме чувствовали себя неуютно, поэтому прежде всего добавили воздуха. Все помещения первого этажа объединили в одно большое жилое пространство. Для такого смелого решения потребовались определенные конструктивные усовершенствования. Стены укрепили, а все коммуникации перенесли в центр здания, спрятав их в капсулу: подсобное помещение со всех сторон окружили шкафами и полками. Таким образом, необходимые для жизнедеятельности системы и техоборудование расположились в самом сердце дома, а значит, использовать их особенно удобно. В то же время сторонний глаз «служебную» начинку здания не заметит при всем желании.

Бетонный фасад дома удалось реконструировать в первозданном виде: старую краску сняли, фактурные стены вычистили и обработали, подчеркнув естественный землистый оттенок. Натуральность и основательность материала так понравилась и хозяевам, и автору проекта, что решено было «впустить» бетон и в интерьер. Здесь из него отлили полы, кухонный остров и даже столешницы в ванной. Стены выкрасили в белый – он добавил света и подчеркнул минималистичную концепцию интерьера. Брутальность отделочных материалов подчеркнули деталями. Вместо современных светодиодных спотов по периметру комнат разместили традиционные лампочки Ильича – они будто ввинчены прямо в потолок. Гипсовые абажуры над обеденным столом идеально вписались в нестандартную столовую зону. На окнах никаких кружевных штор и рюшей, только лаконичное римское полотно.

За тепло и мягкость в доме отвечает натуральное дерево, преобладающее в приватной зоне – на втором этаже.

Акцентов в интерьере немного, но все они идеально расставлены. Цветовая доминанта столовой зоны – современная живопись, а вот главную нагрузку взяли на себя деревянная лестница, связывающая этажи, и камин – их удалось сохранить в первозданном виде.