Попытки убежать от городской суеты в последнее время стали своеобразным трендом. Однако в большинстве случаев стремление «воспитывать детей в собственном доме на лоне природы» заканчивается строительством коттеджа в густо застроенном дачном поселке в пределах десятка километров от столицы.
Другое дело – поселиться в таком особняке в лесной чаще, к которому практически невозможно найти дорогу. А он еще и окутан тайной! Поговаривают, что в постройке 30-х годов ХХ века после войны поселилось привидение. Однако ни удаленность от цивилизации, ни будоражащие рассказы о призраках, ни необходимость капитального ремонта не смутили молодую рижскую семью. Уставшие от городской суеты, они решили, что именно этот дом, укрытый от посторонних взоров, станет их семейным гнездышком.
Мой метод можно охарактеризовать тремя словами с приставной «ре-»: реабилитация, реконструкция, ревитализация. Вначале идет скрупулезное изучение исторического объекта. Даже доведенный до последней степени деградации, он хранит невероятно много прекрасного. Затем следует синтез осознанного исторического с современной функцией. Чем больше понимаем об объекте, тем увереннее можем балансировать между его сохранением-восстановлением и внесением элементов современной архитектуры и дизайна.
Реставрацию «Глазкуниса» (так поэтично называется усадьба, в переводе с латышског – «тарелка») доверили не кому-нибудь, а специалисту по реконструкции и одному из известнейших архитекторов Латвии Зайге Гайле. Его творческий принцип – сохранить как можно больше от исторического здания, но и от современных удобств не отказываться. Только оснастив старую постройку всеми коммуникациями и применяя в реконструкции современные методы, можно вдохнуть в строение не просто новую, но по-настоящему продолжительную жизнь.
Изначальная планировка «Глазкуниса» полностью соответствовала времени его возведения: в лабиринтах комнатушек и коридоров несложно было заблудиться. Хозяева в таком доме чувствовали себя неуютно, поэтому прежде всего добавили воздуха. Все помещения первого этажа объединили в одно большое жилое пространство. Для такого смелого решения потребовались определенные конструктивные усовершенствования. Стены укрепили, а все коммуникации перенесли в центр здания, спрятав их в капсулу: подсобное помещение со всех сторон окружили шкафами и полками. Таким образом, необходимые для жизнедеятельности системы и техоборудование расположились в самом сердце дома, а значит, использовать их особенно удобно. В то же время сторонний глаз «служебную» начинку здания не заметит при всем желании.
Бетонный фасад дома удалось реконструировать в первозданном виде: старую краску сняли, фактурные стены вычистили и обработали, подчеркнув естественный землистый оттенок. Натуральность и основательность материала так понравилась и хозяевам, и автору проекта, что решено было «впустить» бетон и в интерьер. Здесь из него отлили полы, кухонный остров и даже столешницы в ванной. Стены выкрасили в белый – он добавил света и подчеркнул минималистичную концепцию интерьера. Брутальность отделочных материалов подчеркнули деталями. Вместо современных светодиодных спотов по периметру комнат разместили традиционные лампочки Ильича – они будто ввинчены прямо в потолок. Гипсовые абажуры над обеденным столом идеально вписались в нестандартную столовую зону. На окнах никаких кружевных штор и рюшей, только лаконичное римское полотно.
За тепло и мягкость в доме отвечает натуральное дерево, преобладающее в приватной зоне – на втором этаже.
Акцентов в интерьере немного, но все они идеально расставлены. Цветовая доминанта столовой зоны – современная живопись, а вот главную нагрузку взяли на себя деревянная лестница, связывающая этажи, и камин – их удалось сохранить в первозданном виде.