Если смеситель начал потихоньку подтекать в закрытом положении, то отремонтировать его нужно хотя бы для того, чтобы избавиться от раздражающего звука падающих капель. Не стоит пытаться изо всех сил давить на рычаг или вкручивать до упора маховик. Это может только ухудшить положение дел. Здесь придётся либо вызывать сантехника, либо произвести ремонт своими руками.
Регулировочные механизмы смесителей разного типа
Раньше все старые модели смесителей оснащались кран-буксами червячного типа. Краны с подобными регулировочными механизмами продаются и сейчас. Но у большинства сегодняшних смесителей регулировка производится с помощью керамических кран-букс и дисковых или шаровых картриджей. Вся регулировка с ними осуществляется движением одного рычага или вращением маховика всего в половину оборота. И однорычажные, и двухвентильные смесители предназначены для смешивания горячей и холодной воды с целью получения на выходе потока нужной температуры и силы напора.
Однорычажные краны
Схема регулировки однорычажных смесителей интуитивно понятна. Поворотом влево и вправо производится регулирование температуры смешенной воды. Перемещением вверх и вниз регулируется сила общего потока на выходе из крана.
Внутренние механизмы таких смесителей представляют собой дисковидные пластинчатые картриджи или полые шаровые устройства.
Керамические дискообразные пластины имеют отверстия для пропускания холодной, горячей воды и для выпуска смешенного потока. В процессе регулировки изменятся степень совмещения отверстий подвижных керамических дисков.
В устройствах шарового типа смешение воды происходит в полости подвижного шара, у которого есть 3 отверстия, совмещаемые с соответствующими прорезями внутри неподвижного корпуса. Два совмещаемых просвета регулируют температуру смеси, а через третье производится вывод смешенной воды нужной температуры.
Двухвентильные смесители
У двухвентильных кранов смешивание воды производится в полой внутренней камере корпуса смесителя. Поступление в камеру горячей и холодной воды регулируется вращением двух отдельных маховиков. В кран-буксах червячного типа поток регулируется увеличением или уменьшением просвета между внутренним входным отверстием корпуса и приближающейся или отдаляющейся резиновой прокладки на подвижном винтовом штоке.
У кранов с керамической кран-буксой регулировка производится поворотом керамического диска с одним отсечённым сегментом. Сила потока изменяется в зависимости от степени совмещения прорези в диске с входным отверстием.
Ремонт смесителя
Если из двухвентильного смесителя постоянно капает вода в закрытом положении маховика, то это является признаком нарушения работы одной или обеих кран-букс. Ремонт производится в следующем порядке:
- Перед началом ремонта перекрывают подачу воды к смесителю.
- Крепёжные элементы буксы находятся под маховиком крана. Поэтому сначала нужно снять маховик. Его крепёжный винт находится под декоративной заглушкой.
- Буксу выкручивают из корпуса.
- У кран-буксы червячного типа нужно поменять только круглую резиновую прокладку на конце винтового штока.
- Частой причиной выхода из строя буксы с керамическими элементами является засорение твёрдыми частицами из водопроводного потока. Такие засоры сводят работоспособность механизма к нулю, поэтому обычно кран-буксу приходится полностью менять.
- Сборка смесителя производится в обратном порядке.
Для замены картриджа однорычажного смесителя сначала снимают рычаг, под которым находится прижимная гайка механизма. Чтобы не ошибиться в выборе картриджа, в магазин следует идти со снятым неисправным образцом.
Протечки смесителя могут возникать не только из гусака, но и из-под маховиков и рычагов. При обнаружении неисправности ремонт лучше не откладывать на потом. При длительных протечках резьбовые соединения сильно прикипают к корпусу. У старого смесителя при выкручивании прижимной гайки может сорваться резьба, или даже треснуть корпус.
А вам доводилось менять картридж на старом смесителе?