«Белорусы — люди «рукастые»…», − Татьяна Лапаник о «кризисных» тенденциях в дизайне

  • 24 сентября 2016
  • 311 просмотров
  • 0 комментариев

C приходом холодов стройки «замирают». Те, кто успел утеплить дом и провести отопление — переходят к внутренней отделке помещений, а те, у кого все отделочные работы закончены — начинают обустраивать интерьер… Именно в интерьерах проявляется характер хозяев дома, именно здесь встречаются самые оригинальные решения, совмещение несовместимых стилей. Dom-expert.by начинает цикл статей, в которых опытные дизайнеры будут делиться секретами своего ремесла, рассказывать об актуальных тенденциях и демонстрировать наиболее удачные примеры из практики. Наш первый собеседник — столичный дизайнер Татьяна Лапаник.

Татьяна в дизайне уже 9 лет. В 2007-м она закончила университет по специальности «дизайнер интерьера», некоторое время практиковалась в дизайн-студии, работала в строительной компании и даже преподавала в дизайн-школе «Стахис». Но в итоге выбрала путь индивидуального предпринимательства, как наиболее отвечающий ее устремлениям. Сейчас за плечами этой хрупкой девушки — более сотни визуализированных проектов и два десятка дизайнов, воплощенных в реальность. А главное — богатый опыт работы с клиентами, которым она согласилась поделиться с читателями Dom-expert.by.

«Белорусы — люди «рукастые»...», − Татьяна Лапаник о «кризисных» тенденциях в дизайне

— Татьяна, добрый день. Расскажите немного о своей работе. Есть ли у вас какая-то специализация?

— Узкой специализации — нет. Есть особенности. Например, я всегда курирую свои проекты, осуществляю авторский надзор, и это — главное условие. Для клиентов это тоже выгодно: надзор входит в стоимость моих услуг, они не доплачивают за него отдельно. Надзор гарантирует качество исполнения дизайна в полном соответствии с проектом, и я рекомендую всем заказчикам работать по этой схеме. Те, кто заканчивают сотрудничество с дизайнером на стадии разработки проекта, могут в дальнейшем столкнуться с проблемами: исполнители нередко допускают ошибки, исправление которых обходится затем в круглую сумму, а иногда — и вовсе невозможно. Там, где дизайнер нашел бы изящный выход из ситуации, строители предпочитают идти напролом или действовать по схеме «и так сойдет». Авторский надзор помогает избежать этих проблем.

— В каком стиле вы предпочитаете работать?

— Для меня нет ограничений по стилям. Но есть направления, в которых я разбираюсь лучше: фьюжн, классика, этника, смешение стилей. Чуть меньше опыта у меня в работе с минимализмом, лофтами, скандинавским стилем.

«Белорусы — люди «рукастые»...», − Татьяна Лапаник о «кризисных» тенденциях в дизайне

— С какими клиентами предпочитаете работать? Важна ли их принадлежность к определенному классу общества, состоятельность и т.д.?

— Я готова работать с любым клиентом, которого устраивают расценки на мои услуги. Готова работать с любым, но работаю — не с каждым. Для меня важен момент первой встречи и знакомства: именно при живом контакте понимаешь — удастся вам сработаться с заказчиком, или нет. Ведь это долгосрочные отношения, иногда продолжающиеся годами. От того, насколько хорошим будет взаимопонимание с клиентом — зависит и легкость этих отношений, и конечный результат.

Иногда чтобы полностью понять, прочувствовать клиента, требуется несколько встреч. Но они все равно необходимы: нет ничего хуже, чем после месяцев попыток, споров и препираний, все равно разойтись, выкинув в мусорное ведро сотни часов потраченного времени. Такие случаи редки в практике дизайнера, но они случаются.

«Белорусы — люди «рукастые»...», − Татьяна Лапаник о «кризисных» тенденциях в дизайне

«Белорусы — люди «рукастые»...», − Татьяна Лапаник о «кризисных» тенденциях в дизайне

— Расскажите подробнее, как происходит взаимодействие с клиентом, как вы определяете и называете цену?

— Цену своих услуг я обычно озвучиваю сразу, зачастую — еще на этапе телефонного разговора: 20-35$ за квадратный метр площади (для объектов общественного пользования цена формируется за весь объем работ, а не по «квадратам»). Устраивает — за звонком следует встреча и осмотр объекта: комнаты, квартиры или частного дома. При встрече клиент указывает свои пожелания к дизайну. Здесь уже становится понятен ориентировочный бюджет, поскольку классика стоит одних денег, минимализм — других, и т.д. Иногда клиенты сами говорят: «Хочу проще и бюджетнее», или, наоборот: «Тут должны быть только качественные материалы». Но к стоимости проекта я не имею прямого отношения: не считаю смету, не ищу материалы подешевле и т.д.

После первой встречи я бесплатно делаю в  редакторе один дизайн, одну визуализацию помещения — и показываю клиенту. Если до этого еще были какие-то сомнения, то на моменте реакции на предложенный вариант становится понятно: сработаемся мы или нет. Этот момент очень важен: ведь на время сотрудничества дизайнер становится практически новым членом семьи заказчика, проводит с ним много времени, и даже способен влиять его на эмоциональное состояние. Поэтому если контакта нет — лучше даже не начинать.

«Белорусы — люди «рукастые»...», − Татьяна Лапаник о «кризисных» тенденциях в дизайне
«Белорусы — люди «рукастые»...», − Татьяна Лапаник о «кризисных» тенденциях в дизайне

— А что вы делаете, если случаются внештатные ситуации? Скажем, не смогли найти в продаже изначально запланированный предмет интерьера?

— На то я и дизайнер, чтобы подходить к проблемам креативно. Если упомянутая ситуация случается — всегда можно найти другое решение, порою даже более удачное. Причем — найти у нас: белорусы — люди «рукастые», и много чего умеют делать сами. Есть у нас специалисты и по бетонным изделиям, и по дереву, и самые настоящие кузнецы. Словом — заменить всегда найдется чем, неразрешимых ситуаций не бывает. Разумеется, все изменения согласовываю с заказчиком.

— Сейчас кризис. С одной стороны — у людей стало меньше свободных денег, с другой — возросла конкуренция между исполнителями. Как изменилось поведение клиентов в кризисное время? Изменились ли их требования к дизайну и дизайнерам?

— Да, изменения есть. Допустим, раньше просили разработать полный проект — 3D-визуализацию, чертежи, сопровождение на всю квартиру или дом. Сейчас — чаще стали заказывать часть квартиры или одно помещение, или же — брать только 3D-визуализацию, без чертежей и сопровождения.

Второй «кризисный» аспект: клиенты все чаще обустраивают квартиры поэтапно. Сейчас у них есть деньги только на дизайн — и они заказывают проект. Затем подкопят — и сделают черновые работы в квартире. Возьмут паузу, заработают еще денег — и начнут обустраивать интерьер, закупать материалы, мебель, и т.д. Все это они делают с выбранным дизайнером, но растягивается это на годы.

Третье: возросла тяга клиентов к самостоятельным закупкам. Сейчас границы открыты как никогда, поэтому многие покупают какие-то вещи за рубежом: в Польше, Литве, России, Турции. Даже ездят сами, особенно — если экономия получается существенной (зачастую так и выходит). Ну, и не стоит забывать про интернет: какие-то штучные вещи можно заказать и получить по почте.

«Белорусы — люди «рукастые»...», − Татьяна Лапаник о «кризисных» тенденциях в дизайне

Тут, кстати, всплывает еще один момент работы с клиентом: если они выезжают на закупки — мне часто приходится ехать с ними, в командировку. Или, как минимум, быть на связи во время их поездки — решать какие-то вопросы «по фотографиям» через Skype, Viber или соцсети. Чтобы помочь выбрать ту же люстру или ткани, чтоб люди не купили «не то», и не потеряли деньги.

— Часто работаете с несколькими клиентами?

— Всегда. Сейчас у меня 8 клиентов с разной степенью готовности дизайна, плюс – 3 технических проекта по визуализации. Но так работаю я. Некоторые коллеги с примерно аналогичным опытом берут по 50 у.е. за квадратный метр. Это личное дело каждого дизайнера: брать больше работы, но за меньшие деньги, или — меньше, но за большие. Или просидеть полгода вообще без заказов, а потом сразу вытащить «крупную рыбу», которая обеспечит загрузку на  месяцы вперед.

— Какие ошибки совершают люди, которые к вам обращаются?

— Первая и самая распространенная ошибка заказчиков: они пропускают стадию личной встречи и первичного общения. Т.е. у людей потребительский подход: обзвонили, цену узнали, проект скинули – визуализацию глянули, и сразу подписывать договор. А то и деньги платить — бывало и такое.

Второе: многие думают, что дизайнер будет рисовать им варианты до тех пор, пока какой-то не приглянется. Сегодня так почти никто не работает, за редким исключением. Поэтому нужно четко оговаривать количество вариантов визуализаций, которые будут предоставлены заказчику. Чаще всего дело ограничивается 2-3 вариантами, каждый следующий рисуют уже за доплату. Я рисую, пока не понравится.

Третье: обсуждать кто кому чего должен «на берегу». Сейчас это встречается реже, но раньше заказчики действительно полагали, что дизайнер должен брать на себя еще и функции прораба: ходить за рабочими и смотреть, насколько ровно те кладут плитку. Нет, не должен. К сметам классические дизайнеры интерьеров также не имеют прямого отношения.

«Белорусы — люди «рукастые»...», − Татьяна Лапаник о «кризисных» тенденциях в дизайне

— Но если вы не контролируете рабочих, то что входит в ваш авторский надзор?

— У дизайнеров интерьеров нет четко унифицированных обозначений, поэтому рабочим иногда непонятно, как читать чертежи, что и как размещается в помещении, куда подводятся коммуникации. В случае авторского надзора, моя задача — объяснить им это, дать необходимые консультации, если понадобится — подъехать и показать.

Второе: я сопровождаю заказчиков (или их доверенных лиц, прорабов) при выборе материалов, светильников, мебели, фурнитуры для нее и т.д. То есть – если заказываем индивидуальные шторы, то я работаю с дизайнером по шторам. Если современную мебель в кухню — я работаю с фирмой-исполнителем, слежу, чтобы была использована фурнитура должного качества, соблюдены все размеры, зазоры и т.д. Вот в этом и состоит надзор.

— Каково стандартное время разработки дизайна?

— Тут все очень индивидуально и зависит, в первую очередь, от взаимопонимания с заказчиком: чем оно выше — тем скорее верстается проект. В среднем, интерьер на 100 кв. метров можно закончить за месяц-полтора. Сюда входит 3D-визуализация и чертежи «под ключ».

— Сейчас ведь многие привыкли делать все сами, по журналам и интернету. А для чего вообще люди обращаются к дизайнерам?

— Во-первых, из-за огромного количества информации вокруг. Для многих является проблемой просто утрясти все это изобилие вариантов в голове, чтоб хотя бы понять, что им нравится. Не говоря уже о том, чтобы все структурировать, как это сделает опытный дизайнер. Скажем, если у человека комната 40 м. кв. — там есть определенные эргономические нормы, требования к освещению и т.д. Обычный человек этого не знает или не понимает, а дизайнер — видит сразу. То есть, если говорить грубо, мои клиенты — это люди, покупающие себе больше свободного времени за деньги, покупающие опыт дизайнера, которого не имеют сами.

Второй аспект, о котором мало кто задумывается — делегирование ответственности. Начав работать с дизайнером, заказчик передает ему право принятия решений и тем самым облегчает себе жизнь. А ведь часто бывает, особенно — между мужем и женой, что они не могут прийти к единому мнению, ссорятся… В таких ситуациях дизайнер выступает «громоотводом» и третейским судьей: все спорные вопросы берет на себя.

«Белорусы — люди «рукастые»...», − Татьяна Лапаник о «кризисных» тенденциях в дизайне

— Население планеты быстро растет, города уплотняются, особенно — в густонаселенных странах. В связи с этим растет число многофункциональных решений для малых жилых пространств. Складная кровать, трансформирующаяся в письменный стол; пуфик, превращающийся в столик и несколько стульев, и т.д. Насколько такие вещи пользуются спросом у белорусов?

— Спроса особого не наблюдала. Если у белоруса маленькая квартира, в большинстве случаев это означает, что у него и на дизайн бюджет небольшой. А упомянутая мебель, во-первых, ввозится из Европы и Америки, во-вторых, делается из качественных комплектующих и фурнитуры — дабы пережить многочисленные «складывания». Это сказывается на итоговой стоимости решений.

К тому же, сейчас кризис, цены на жилье упали, и если у людей появляются лишние деньги — многие предпочитают разменяться на жилплощадь крупнее, чем вкладываться в хороший дизайн или ремонт.

— Сегодня все чаще выбирают минималистичный дизайн: прямые линии и углы, простые формы, минимум декора. Будет ли набирать вес эта тенденция, и откуда такая тяга к упрощению?

— Мир изменился. Тотальная компьютеризация, множество гаджетов, масса информации. Разобраться во всем этом изобилии непросто, вот люди и тянутся подсознательно к тому, что проще. Другой аспект: желание свободы. Иные страны доступны как никогда: любой студент при желании может уехать на полгода в Европу или еще дальше. Никто не хочет иметь границ, и это — тоже тренд. Минимализм в полной мере отвечает этому тренду.

Классический интерьер очень ограничен: у каждой вещи есть свое предназначение, своя история.  Минимализм же ни к чему не привязывает: он не свидетельствует о вашем статусе, он безотносителен к региону проживания, он мобилен. И он избавляет от возраста: никогда точно не скажешь, сколько лет хозяину дома с таким интерьером. Соответственно — этот дизайн и медленнее стареет… Поэтому в Беларуси такая тенденция востребована.

«Белорусы — люди «рукастые»...», − Татьяна Лапаник о «кризисных» тенденциях в дизайне

— Какие еще тенденции, на ваш взгляд, будут превалировать в Беларуси в ближайшее время?

— Делать прогнозы на экономически нестабильном рынке — занятие неблагодарное. К тому же темп жизни постоянно увеличивается, люди все больше социализируются, и какой-то тренд может «выстрелить» буквально за несколько месяцев. Поэтому я лучше скажу, чего хотелось бы мне, как дизайнеру. Я бы хотела, чтобы в интерьерах больше проявлялся характер людей. Чтоб они не бездумно следовали модному тренду, а смешивали его с частичкой своей натуры или образа жизни. Увлекаетесь оригами — не стесняйтесь внести такой элемент в оформление комнаты! Вот вы — журналист? Есть великолепные варианты оформления стен газетами «под лак», а если еще и старую печатную машинку добавить — можно получить аутентичное и атмосферное окружение. Вот такой подход — приятен любому дизайнеру. Увы, сегодня это встречается нечасто…

Текст: Дмитрий Малахов

Задать вопрос эксперту

Актуальные материалы

Угол мировоззрения

Дом, 12 ноября 2015

Надёжная защита стен от влажности

Внутренняя отделка, 19 мая 2016

Новый старый дом

Дом, 23 сентября 2015

Комментарии

Всего комментариев: 0
Пожалуйста, пройдите авторизацию, чтобы оставить комментарий.

Фото

Жилой дом из детского конструктора

Видео

Третье видео videopress.com
Adblock
detector