«Кризис — в головах!». Директор компании «Зодчий» рассказал, почему белорусам не нужны каменные дома

  • 4 ноября 2016
  • 213 просмотров
  • 0 комментариев

Компания «Зодчий» работает на рынке Беларуси относительно недавно — с 2014-го года. Однако за это время она успела построить почти 500 домов, открыла торговые площадки в 5 областных городах и на сегодняшний день занимает лидирующие позиции на рынке деревянного домостроения. О том, как удалось достичь таких результатов всего за два года, и какие дома нынче выбирают белорусские потребители, domexpert.by побеседовал с управляющим партнером компании «Зодчий». Слово Владимиру Рындевичу.

Как все начиналось

Компания «Зодчий» зародилась в России, 24 года назад, и все это время продвигала деревянное домостроение, перманентно удерживая около 30% рынка. Однако до недавних пор в Беларуси не было представительства — из-за нюансов законодательства и специфики нашего рынка. В 2014-м году я и мой коллега обратились к собственникам с предложением поработать здесь, на белорусской земле — не в качестве дилера, а как обособленное предприятие. Нам стали доступны технологии и торговая марка «Зодчий», но регистрировали бренд в Беларуси как самостоятельную компанию, получили сертификат. Более всего это напоминает работу по франшизе, но детали не столь важны. Важно то, что за два года мы доработали существующие технологии и стандарты компании, во многом улучшили их и адаптировали под белорусские реалии.

Производство находится в России. У компании свое лесозаготовительное предприятие, расположенное в Костромской области, там добывают северный лес, наиболее подходящий для деревянных домов. У такого дерева особая структура и плотность, его заготавливают зимой, когда практически останавливается движение сока по стволу. В хвойной древесине, заготовленной летом — повышенное содержание питательных веществ, и пониженная концентрация природных антисептиков — эфирных масел и смоляных кислот. Поэтому дерево летней рубки, менее стойко к гниению, по сравнению с рубкой зимней. Срубленный зимний лес поступает в г. Шарья, где происходит его распиловка, усушка и первичная обработка. Затем уже готовый пиломатериал транспортируют на производство, находящееся в Московской области, где и формируют дома. Оттуда домокомплекты развозят по всей России и Беларуси.


Начинали мы с коллектива в 4 человека. Сейчас у нас работает более 50 специалистов, не учитывая 15 бригад по сборке домов. Ведь строить дома – не одежду продавать: тут нужны конструкторы, архитекторы, инженеры, маркетологи, IT-специалисты, бухгалтера и т.д. Одно из наших ключевых преимуществ — быстрые сроки возведения домов. И чтобы эти сроки выдерживать — нужен был исключительно профессиональный коллектив, команда. За два года я такую команду сформировал. Сегодня у нас в коллективе очень «зубастые», цепкие работники, им по плечу оперативно решить любые вопросы. С теми, кто не выдерживает темпов роста компании — мы расстаемся, а на их место берем новых, более выносливых, но не менее опытных специалистов. И это нормально.

За 24 года все компании холдинга «Зодчий» построили и реализовали 220 000 домов и бань. Это значимые цифры даже для такой огромной страны, как Россия. Белорусский «Зодчий» за два года существования поставил без малого 500 домов: 180 — в 2015-м (тогда у нас работало всего 11 человек) и 300 домов — в 2016-м году. Этим летом мы продавали уже по 30-35 домов в месяц. Согласитесь — неплохой результат? Но и это еще не предел: мощности производств позволяют отгружать по 70 домокомплектов в день. И мы намереваемся эти возможности использовать.

О культуре строительства

Сегодня люди перестали строить дома по 300-400 квадратных метров. Такие здания дороги в строительстве, эксплуатации и уходе за ними. Сегодня даже весьма состоятельные клиенты приобретают дома в диапазоне 100-200 кв. метров — этого достаточно для комфортной жизни. А вот по технологиям в Беларуси наблюдается условный паритет: «каркасники» и дома из клееного бруса пользуются одинаковой популярностью у населения. Можно даже проследить географию предпочтений: в РФ чаще выбирают брусовые дома, в РБ – 50/50, а если смотреть дальше — на восток и в сторону Европы, то там уже идет перевес в сторону каркасных домов.

Но в Беларуси нет культуры деревянного домостроения, она утрачена. За годы советского и перестроечного режима нас «приручили» к каменным домам. Даже сказки, которые нам рассказывали в детстве — про трех поросят — намекали на то, что только каменная кладка выдержит все невзгоды. Результат мы можем наблюдать сегодня повсеместно, та же Брестская область — вся из кирпича, камня и газосиликата. Люди строили (а многие — и продолжают строить) дома «на века» — в надежде, что ими будут пользоваться дети и внуки. А, как показывает практика, этого не происходит. Дети продают дома родителей за бесценок, или сносят, чтобы построить на их месте что-то свое, более современное. А ведь на каждый такой дом потрачены десятки тысяч долларов и годы жизни…

Именно поэтому мы хотим донести до каждого, что не стоит тратить жизнь на затяжное строительство. Что можно жить с комфортом так же, как живет большая часть США, Канады и стран Скандинавии. И мы не просто продаем дома, мы развиваем саму культуру деревянного домостроения в Беларуси. Мы ведем видеоблоги, у нас свой канал на Youtube, в этом направлении задействована целая команда… Мы действительно уверены, что будущее — за деревянным домостроением.

О вариантах и дизайне

У нас часто спрашивают, почему значительная часть представленных на сайте проектов является вариациями того, что в народе называют «скворечниками», то есть — классических домов с двускатной крышей. Ответ прост: такие дома наиболее востребованы на рынке.

В дачном сегменте люди вообще экспериментировать не любят — традиционные конструкции их полностью устраивают, цели выделить свое жилище за счет неординарного внешнего облика  — не стоит. Невысокая цена, понятная конструкция, привычный дизайн — вот три слагающих популярности. Основу покупательского спроса составляют: дачные дома размеров 6х6 и 6х8 метров (60-70 кв. м. с учетом этажности), дома серии «Феникс», «Комфорт». Это наиболее популярные линейки.

К домам коттеджного типа предъявляются особые, более высокие требования. Во-первых, это площадь дома. Понятно, что дом в 40-60 кв. метров назвать коттеджем нельзя. Во-вторых, планировочные решения: наличие определенных помещений (и с определенной теплоизоляцией), позволяющих проживать в них круглогодично. В-третьих, дизайн коттеджей существенно отличается от такового у дачных домиков: он более серьезный, основательный.

Европейский стиль предпочитают более молодые люди, но их относительно немного в общей массе покупателей. Может быть по финансовым соображениям, тут сложно сказать. Если говорить о ситуации глобально: мы постоянно «мониторим» все запросы, на всех каналах и площадках, и по большому счету — предлагаем то, что нужно людям. Следуем за спросом, если угодно.

Сроки строительства

На сроки строительства влияет сложность конструктива и площадь каждого конкретного дом. Дачные домики возводятся в срок до 30 дней с момента выгрузки домокомплекта на участок. Дома коттеджного типа — до 65 дней. С момента подписания договора и внесения предоплаты до выгрузки на участок обычно проходит 5-10 календарных дней. Понятно, что могут возникать различные обстоятельства, продлевающие сроки сдачи постройки. Скажем, если покупка приходится на сезон дождей, то сроки немного пролонгируются — красить фасады в дождь мы не можем при всем желании, в силу технологических особенностей. Но это все учтено в договорах и в подавляющем большинстве случаев мы выдерживаем оговоренные сроки. Единственная оговорка: в сроки возведения не входит обустройство фундамента: сделать его быстро не всегда получается из-за погодных условий и необходимости (в отдельных случаях) исследования почв.

Такая скорость объясняется просто: у нас полностью налажено производство всех основных узлов дома. Материал стен, окна, двери, кровли, элементы внутренней и внешней отделки — мы делаем почти все. За счет массового производства мы можем предлагать все эти элементы в составе готового дома дешевле, чем, если бы клиент приобретал их по отдельности. Единственное исключение — по умолчанию мы не прокладываем инженерные коммуникации. Но если клиент захочет получить дом «под ключ» — он его получит, есть ряд компаний, с которыми мы тесно сотрудничаем по дооснащению дома всем необходимым для проживания. Вопрос только в стоимости.

А что зимой?

Как и все производители, мы предлагаем несколько комплектаций домов: от базовой до «элит». Помимо более качественных окон и дверей (и ряда других опций), «старшие» комплектации отличаются улучшенной теплоизоляцией стен, пола и перекрытий. Базовые комплектации не подразумевают круглогодичного проживания без усиленного отопления. В «премиум» и «элит» уже можно зимовать спокойно, не переплачивая за энергоносители. Разумеется, мы рекомендуем брать максимальную комплектацию — если вы рассматриваете вариант коттеджа в качестве основного места жительства. Но тут нужно помнить, что в стоимость не входит отопительное оборудование: какой мощности выбирать котел и на каких носителях — личное дело каждого покупателя.

О конкурентах

Конкуренты были, есть и будут. Мы следим за состоянием рынка, в каждом из представленных ценовых сегментов, и знаем все фирмы, с которыми пересекаемся. К конкурентам относимся с уважением, регулярно «мониторим» их предложения и возможности. Опираясь на эти данные — трезво оцениваем и свои силы, что подвигает нас разрабатывать новые предложения, осваивать интересные направления. Если бы не было конкурентов — мы бы уже наверное тут все заснули (Улыбается. – прим. автора). Поэтому, подытоживая, хочу сказать: «Работы хватит всем!».

Об экологичности

Существуют полярные мнения по поводу экологичности деревянных домов. С одной стороны дерево — наиболее естественный природный материал, с другой — после обработки его антисептиками и различными пропитками оно якобы утрачивает свои полезные свойства. Скажу так: каждый волен сам выбирать, как долго он хочет жить в своем доме, как долго его дом будет сохранять свои эксплуатационные свойства. Мы не проводим эксперименты на наших клиентах: используем только сертифицированные и проверенные временем пропитки. И мы уверены в том, что обработанный ими дом не начнет гнить, не загорится от случайно брошенной спички и в его стенах не заведутся вредители. Но если клиент захочет рискнуть и оставить древесину в первоначальном виде — мы пойдем навстречу, это его право. Разумеется, это скажется на гарантийных обязательствах.

О гарантиях

Гарантийные обязательства привязаны к законодательству Республики Беларусь — ни больше, ни меньше. На монтажные работы мы даем 5 лет, на столярные изделия (окна, двери и т.п.) — 1 год. А вот на конструктив стен гарантия составляет от 10 до 24 лет. Скажем, стены на основе фирменного клееного бруса сечением 180 мм облагаются максимальным гарантийным сроком — 24 года. Столько, сколько существует сама компания «Зодчий». Много это или мало — решать покупателю. Насколько нам известно, больших сроков никто на рынке не предлагает.

О кризисе

Не существует никакого кризиса, он только у нас в головах. И в нашей компании мы этот термин не употребляем, просто не приемлем его. Мы начали работать в 2014-м году, когда все уже было «плохо», но при этом достигли выдающихся результатов. Поэтому я искренне полагаю, что кризис — отличное время для зарабатывания денег. Да и что такое этот кризис, если задуматься? В экономике существуют определенные спады и подъемы — это цикличный процесс, которые не останавливается никогда. Поэтому для нас кризис — явление не более глобальное, чем сезонность продаж, проявляющаяся год от года (летом мы продаем больше домов, чем зимой). И то, что мы так выросли за последний год — наилучший показатель востребованности нашего продукта.

Об оплате и ценах

У нас есть возможность строить дома без предоплаты. Человек может заказать у нас дом, мы его изготовим, привезем, а обязательства по оплате возникнут, когда дом уже будет выгружен у клиента на участке. Действует у нас и беспроцентная рассрочка: человек вносит большую часть стоимости дома (от 60%), и дальше выплачивает оставшуюся сумму в течение нескольких месяцев (до года). Тут хочу отметить важный момент: мы финансируем рассрочку за счет собственных средств, не привлекая банки. Индивидуально можем рассматривать вариант рассрочки и больше года, но это уже будет сделка с привлечением банковских кредитов.

И напоследок — о ценах. В принципе, мы можем предложить дом и за 10 000$. Это будет дачный домик небольшой площади, но вы в нем сможете спокойно жить в теплое время года. Если же говорить о более стандартных вариантах, то наш хит продаж — дом по проекту «Феникс 2», он обойдется покупателю в 25 000$ в комплектации «премиум». За эту стоимость клиент получит полноценный дом площадью 94 кв.м., с двумя спальнями. С учетом стоимости в 230-270$ за «квадрат», сегодня — это наиболее популярный вариант среди молодежи.

Планы на будущее

К нам ежемесячно приезжают делегации из других регионов и даже стран, смотрят дома, и мы видим — интерес этих людей не наигран, им действительно нравится соотношение цены и качества «Зодчего». Поэтому сегодня я рассматриваю белорусскую компанию не иначе как окно в Европу. У нас уже есть несколько реализованных мультиязычных сайтов, мы активно исследуем возможности поставок в Германию и Польшу. И если с Германией все чуть сложнее (там высокие требования и стандарты), то в Польшу можно пробиться уже в ближайшей перспективе, там и законодательство, и менталитет — ближе к нашему. Думаю, в следующем году мы все вопросы решим и откроем там свое представительство. Но далеко вперед загадывать не буду: сначала Польша и Германия, а там — посмотрим.

Текст: Дмитрий Малахов

Задать вопрос эксперту

Актуальные материалы

Как металлическую дверь сделать теплой?

Внутренняя отделка, 15 декабря 2015

Комментарии

Всего комментариев: 0
Пожалуйста, пройдите авторизацию, чтобы оставить комментарий.

Фото

Жилой дом из детского конструктора

Видео

Третье видео videopress.com